A Guide to the Spiritual Life in Answering Disciples' Questions

Ответ. Ради достойных Бог милует и недостойных; ибо он дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45). Он объявил нам сие чрез Божественное Писание, говоря Аврааму: аще обрящутся тамо десять праведных во граде, не погублю места того десятих ради (Быт. 18, 32). Если же ради десяти праведников готов был пощадить город, тем более ради стольких пощадит и других.

Вопрос 808. Что же, если они представляют (в епископы) по доброй вере, а ни один из представленных не будет для них полезен: то не даст ли им Бог кого-либо от Себя?

Ответ. Так как они достойны благодеяния, то Бог не исполняет по их избранию, и по времени как-либо внушит или самим избрать себе другого, или — имеющему власть рукоположения поставить им другого, более полезного, нежели представленные ими.

Вопрос 809. Что же, если все просящие просят, руководясь неправым помыслом, но при всем том избирают достойного: будет ли он им дан или нет?

Ответ. Провидец Бог, видя, что они покаются, даст им того, ибо они оказываются достойными сего за будущее покаяние. Если же видит, что пребудут без покаяния, то не даст им такового, за их недостоинство.

Вопрос 810. Ты сказал, отец мой, что когда город разделится во мнениях, то и недостойные бывают соучастниками блага, даруемого им ради достойных. Как же сбудется сказанное в Писании: всяк град разделивыйся на ся не станет (Мф. 12, 25); ибо вот город разделяется, а ради добрых (граждан) весь устоит?

Ответ. Разделяться говорится относительно того, когда обе части уклоняются в злое, и тогда сбывается это: не станет. Явно, что стоять во благом не производит разделения, ибо учение апостольское одно. И апостол сказал: аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7, 15). Что же, скажем ли, что от сего разделилась Церковь, и не станет? Да не будет! Ибо Господь сказал: врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Но не устоявший в части благого, сей отделился от нее, устоявший же не отделился.

811. Граждане поступили согласно ответу, данному им Старцем, то есть избрали трех оных мужей, и был для них поставлен епископом муж святой и благоугодный Богу. А прежний епископ, надеясь на деньги, пошел в Византию просить, чтобы ему возвратили епископский престол. Когда же пронеслась в городе весть, будто он успел, граждане были встревожены сим и послали вопросить Старца, как им поступить, ибо они боялись дать знать царю о том, что они обманулись в своей надежде, и о случившихся в церкви убытках. Старец объявил им:

Ответ. Пошлите прошение, которое бы могло удостоверить царя, что изгнание епископа было сделано правильно, и списки отрицательных грамот, в которых он отрекся от престола, и благодарение за избрание (нового епископа), так как оно было делом Божиим, а не человеческим. И таким образом царь утвердится в мысли отказать прежнему сребролюбивому епископу. Хотящие же устроить сие дело злонамеренно не успеют в том, а только потеряют понапрасну свои деньги, и после постыдятся. А о церковных убытках скажу, как сказано в Писании: да умрет душа моя со иноплеменники (Суд. 16, 30).

812. По выслушании сего, они обленились послать прошение, а между тем епископ прибыл в митрополию к правителю области с царским повелением возвратить ему прежний престол его. И когда от сего произошло большое смятение и беспокойство в городе, (граждане) послали к Cтарцу, смиренно вопрошая его о сем.

Он отвечал им: худо вы сделали, что поленились дать знать царю, ибо Бог ненавидит леность. Впрочем, говорю вам о имени Господнем, что если епископ тот и достигнет городских ворот, — в город не войдет, ибо не допустит его Бог.

После, как Старец сказал сие и местный правитель достиг города для того, чтобы исполнить царское повеление, и все находились в печали и страхе, внезапно пришла весть о смерти царя: все ожидаемое расстроилось, и епископ удалился без успеха, напрасно истратив свое серебро, как предсказал Старец, и предсказание подтвердилось самим делом, ибо по слову Господню, что связано на земли, то связана на небеси (Мф. 18, 18).

Вопрос 813. Поставленный епископ, считая себя недостойным святительского служения и недостаточным к управлению церковными делами, помышлял удалиться и послал вопросить о сем того же Великого Старца.

Ответ. Радуйся о Господе, раб Божий и священнодействователь Святых Тайн! Ты знаешь, что написал святой апостол Павел, говоря: кийждо, в немже призван бысть, братие, в том да пребывает пред Богом (1 Кор. 7, 24). Я же верую, что ты стал епископом по мановению Божию, и потому не наемник, но пастырь; итак, не желай удалиться, дабы не прогневать Бога, ибо Он сказал: небо и земля прейдут, словеса же Моя не прейдут (Мк. 13, 31). Не убойся, ибо в Писании сказано, что когда Иисус Навин по кончине Моисея убоялся ввести народ в землю обетованную, — явился к нему Ангел и сказал: не бойся, зане якоже бех с Моисеом, тако буду и с тобою… крепися и мужайся (Нав. 1, 5–6), и от меня, недостойного, выслушай то же слово: мужайся и укрепляйся о Господе!