Труды

XXXI.

1. Победившие в том сражении филистимляне, поместили ковчег Бога, который оказался в их власти, в городе Азот, в храм Дагона[368]. 2. Но когда ковчег был внесен в капище, указанный идол упал: и когда вновь его поставили на место, то с окончанием ночи он был найден рассеченным на части. Потом появившиеся по всему царству мыши разнесли мор и многие тысячи людей погибли. 3. Отягощенные такими напастями, жители Азота для отведения бедствия переправили ковчег Бога жителям Гефы. Те, когда оказались поражены подобными же несчастьями, переправили ковчег в город Аскалон. Жителям же сего места, обратившимся к владетелям народа, был дан совет вернуть ковчег Бога евреям[369]. И вот по слову правителей и жрецов поместили ковчег на колесницу и со многими дарами отправили обратно. 4. И удивительным было то, что, когда коров запрягли, а телят их дома оставили, скотина сама без поводыря направилась в Иудею, не обращая внимания на жалобное мычание оставшихся [дома] телят. По этой причине Филистимские царьки, сопроводив ковчег до пределов еврейских, совершили там жертвоприношение. 5. Иудеи же, когда увидели возвращающийся ковчег, тут же с [великой] радостью из города Вефсамиса поспешили навстречу: бежали, ликовали и возносили хвалу Богу. Вскоре Левиты, для которых это было обязанностью, совершили торжественное жертвоприношение и тех коров, которые привезли ковчег, принесли в жертву. 6. Но в городе, о котором мы уже упоминали, ковчег оставить было нельзя. И вот, когда по воле Божьей по всему городу свирепствовала болезнь, ковчег был переправлен в город Кириаф-Иарим и пробыл он там 20 лет[370].

XXXII.

1. Тем временем евреями был поставлен священником Самуил: народ, предавшись мирным трудам, пребывал в отдохновении от войны. Затем мир был нарушен опасным вторжением Филистимлян и вострепетали все, чувствуя за собой грех. 2. Прежде всего Самуил принес жертву Богу и, уповая на Него, вывел своих на битву и первым же натиском обратил врага в бегство; евреями была одержана полная победа. 3. Но, избавившись от страха перед врагом, и по причине последовавших за этим спокойных лет, дурных советов, нрава толпы, которой присуще высокомерие и привычка к поучениям, народ возжелал царского сана, ненавистного почти всем свободным народам: он пожелал сменить свободу на рабство, что является примером явного безумия. 4. И вот толпа окружила Самуила, чтобы он, поскольку был уже в преклонных годах, поставил им царя[371]. 5. Самуил ясной и назидательной речью отговаривал народ от губительного желания, призывая отбросить господство царя и гордыню власти, превознести свободу, отвергнуть рабство, наконец, грозил им гневом Божьим, если люди поврежденные душой, имея царем Бога, потребуют себе еще царя из людей. 6. Но, напрасно говоря подобного рода слова, поскольку народ упорствовал в своем требовании, попросил он помощи у Бога. Тот, разгневанный безрассудством безумного народа, ответил, что не отвергнет их просьбы.

XXXIII.

1. И вот Саул, которому сначала бывший судья Самуил окропил голову елеем, был поставлен на царство[372]. Происходил он из колена Вениаминова, рожден был отцом Кисом, - рассудителен умом, прекрасен видом, и достоинство тела его величием своим соответствовало достоинству царскому. 2. Но с началом его правления большая часть народа от него отпала, отказываясь повиноваться его власти, и тем не менее он победил Аммонитян. Так Саул отомстил народу делом: победив врага, дал он, как сообщается, прощение евреям, после чего вторично был помазан Самуилом на царство. 3. Затем после набега на Филистимлян разразилась ужасная война: местом для собрания армии Саул назначил Галгал[373]. 4.И когда 7 дней ждали Самуила, дабы совершил он жертвоприношение Богу, а он задержался и народ начал разбегаться, царь с непозволительной самонадеянностью сам принес жертву всесожжения вместо священника: был он за то весьма порицаем Самуилом и предался запоздалому раскаянию за совершенный грех. 5. И вот из-за прегрешения царя всем войском овладел страх. Лагерь свой евреи расположили в опасной близости от врага; и не было ни у кого желания вступать в битву, поэтому многие укрылись в болотах. Ибо кроме упадка духа среди тех, кто по своей греховности избрал себе царя другим Богом, войско испытывало великий недостаток в железном оружии настолько, что кроме Саула и сына его Ионафана никто, как передают, не имел меча или копья. Ибо Филистимляне, победившие в предшествующей войне, запретили евреям пользоваться точильными камнями, и ни у кого не было возможности изготовить ни военное, ни сельскохозяйственное орудие. 6. И вот благодаря смелому поступку Ионафана, когда он с одним лишь оруженосцем подошел к вражескому лагерю и убил около 20 филистимлян, повергнуто было все их войско в страх[374]. 7. Тогда же по воле Божьей обратились они в бегство, ни начальников своих не слушая, ни порядка не соблюдая, ища свое спасение лишь в ногах. Потому, когда Саул увидел это, то одержал победу, быстро преследуя со своим войском бегущих. 8. В тот же день царь, как сообщается, повелел, чтобы никто до полного истребления врагов не принимал пищи. Но, не зная об этом запрете, Ионафан, найдя пчелиные соты, обмакнул острие копья[375] и отведал меда. Когда об этом по гневу Бога стало известно царю, повелел он предать сына своего смертной казни. Но тот с помощью народа избегнул смерти. 9. Тем временем Самуил по воле Божьей пришел к царю сообщить слово Божье, чтобы пошел он войной на род Амалика, который некогда запретил евреям, шедшим тогда из Египта, пройти через свои земли, при этом наложив запрет, дабы из добычи побежденных евреи ничего не брали[376]. 10. И вот вторглись они во вражеские пределы, царя вражеского взяли в плен, народ уничтожили и Саул победитель, забыв о повелении Бога, приказал сохранить и унести большую добычу[377].

XXXIV.

1. Разгневанный содеянным, Бог сказал Самуилу: жалею я, что поставил Саула царем. 2. Передал священник эти слова царю. И вскоре по воле Божьей на царство был помазан Давид, самый младший из сыновей отца своего, пасший овец и умевший хорошо играть на кифаре[378]: за это чуть позже он был взят Саулом в услужение. 3. Тем временем разгорелась война между Филистимлянами и евреями и, когда войска выстроились друг против друга, некий Голиаф из Филистимлян, муж удивительной величины и силы, выйдя из строя своих и ругаясь дерзкими словами, стал вызывать кого-нибудь из евреев на поединок. 4. Тогда царь пообещал большую награду и дочь свою в жены, если кто-либо принесет доспехи бросившего вызов; но никто из всего войска не осмелился выступить вперед[379]. 5. И вот Давид, еще совсем мальчик, придя к войску и отбросив оружие, которое для него было еще слишком тяжелым, а также посох, взял с собой 5 камней и вышел на битву. И первым же броском, метнув камень, убил филистимлянина, отсек побежденному голову и снял с него доспехи, а меч его позже поместил в храм[380]. Филистимляне же обратились в бегство, проиграв сражение. 6. И вернувшись с поля битвы, обрел Давид великую славу и зависть царя. Опасаясь столь любимого всеми, решил Саул погубить его злобой и смертью и под видом почести стал ставить его на самые опасные места[381]. 7. И сделал его трибуном, чтобы ведал он военными делами[382]; затем, когда обещал ему дочь свою, слово нарушил и отдал ее другому[383]. Вскоре младшая дочь царя, по имени Мелхола, воспылала любовью к Давиду. И вот обещал царь невесту Давиду на следующих условиях: если Давид принесет ему 100 краеобрезаний вражеских, то он отдаст ему царскую дочь в жены, ибо надеялся Саул, что дерзкий юноша легко погибнет в этом опасном деле. 8. Но случилось иначе и не так, как задумывалось: ибо, как и было условлено, ревностный Давид принес от филистимлян 100 краеобрезаний[384] и таким образом получил царскую дочь в жены.

XXXV.

1. Возрастала день ото дня ненависть Саула к Давиду, усиливающаяся из-за зависти, ибо зло часто притесняет добро. И вот повелел царь слугам своим и сыну Ионафану совершить покушение на жизнь Давида. 2. Но Давид с самого начала был любим Ионафаном, и вот царь, попрекаемый сыном, отменил жестокий приказ. Но недолго зло притворялось добром. 3. Ибо, когда как-то Саул был одержим злым духом, а Давид был при нем, облегчая игрой на кифаре его муки, бросил царь в него копье и это был бы смертельный бросок, если бы юноша ловко не уклонился. 4. После этого Саул, уже ничего не скрывая, открыто стал готовить ему погибель: и не верил больше Давид царю. Потому сначала бежал к Самуилу, затем - к Авимелеху, потом - в Моав[385]. Вскоре по велению пророка Гада, вернулся он в землю Иуды и жизнь свою подверг опасности. 5. Тем временем Саул убил священника Авимелеха за то, что тот принял Давида, и когда никто из царских слуг не пожелал поднять руки на священника, Доик Сириец[386], самый жестокий из слуг его, убил Авимелеха. 6. После этого Давид скрылся в пустыне. Туда же бросился за ним Саул, но безуспешным оказался его замысел погубить Давида, которого оберегал Бог[387]. Была в той пустыне пещера, широкая и доступная снаружи. В ней и укрылся Давид. 7. Саул, не зная об этом, сначала заглянул туда, а затем, дабы подкрепить свои силы, заснул[388]. Когда Давид увидел это, то был понуждаем всеми использовать благоприятный момент, но он не стал убивать царя, а лишь похитил у него плащ[389]. 8. Затем, выйдя, из безопасного места окликнул он царя на расстоянии из-за спины его и напомнил ему о своих благодеяниях, что часто за царство его жизнь свою подвергал опасности, и наконец, только что, вручив себя Богу, не пожелал убить его. Потому Саул признал свой грех, попросил прощения, лил слезы, превозносил милосердие Давида, порицал свою злость, царство ему и сыновьям его предрекал. 9. И очень сильно от благородства Давида душа Саула изменилась; но ты решил,что ничего больше подобного рода против Давида не могло быть замыслено? Но Давид, который своим острым умом видел зло и все понимал, полагая, что царю нельзя ни в чем верить, остался в пустыне. 10. Неразумный душой Саул, поскольку схватить Давида было не в его власти, отдал дочь свою Мелхолу, о которой мы уже упоминали, жену Давидову, в жены некоему Фалтиму[390]. Давид же бежал к Филистимлянам.

XXXVI.

1. Тем временем окончил дни свои Самуил. Когда же Филистимляне вновь пошли войной, Саул воззвал к Господу, но никакого ответа от Него не получил. Тогда попросил он некую женщину, которая была исполнена силой злого духа, вызвать Самуила. И сказано было ему Самуилом, что на следующий день он и сын его будут разбиты Филистимлянами и погибнут в сражении[391]. 2. И вот Филистимляне, став лагерем на земле вражеской, на следующий день построили войско к битве, Давид же из стана был отослан, поскольку мало верили они в то, что он будет воевать против своих[392]. И когда завязалось сражение, евреи бежали, сыновья же царя были убиты; Саул, сойдя с коня, своим же мечом убил себя, дабы не попасть живым в руки врага[393]. 3. О времени его правления мы имеем мало достоверных сведений. Правда, в Деяниях Апостолов говорится о 40 годах его царствования[394]. Но я полагаю, что у Павла, которому и принадлежат эти слова, к его правлению присовокуплены и годы Самуила. 4. Большинство же авторов, которые пишут о тех временах, говорят о 30 годах царствования Саула. С этим мнением мы никак не согласны, ибо в то время, когда ковчег Бога был перенесен в город Кириаф-Иарим, Саул еще не принял царского сана: вынесен же был ковчег из этого города уже в царствование Давида, когда прошло 20 лет. Следовательно, в то время, когда правил Саул, а потом был убит, власть у него была недолго. 5. Столь же покрыты для нас мраком неизвестности времена Самуила, который родился при священнике Илии и исполнял священнические обязанности до глубокой старости. Однако некоторые авторы, которые писали об этих временах, поскольку священная история ничего о годах его не говорит ...[395] многие же писатели сообщают, что он 70 лет возглавлял народ: но откуда взялось это мнение, я не знаю. 6. Мы в нашей хронике из этого обилия заблуждений последуем уже сказанному, ибо полагаем придерживаться того из Деяний Апостолов, о чем ранее говорили: как мы думаем время правления Самуила и Саула было 40 лет.

XXXVII.

1. После смерти Саула Давид, пребывавший в то время в земле Филистимской, получив известие об этом, как сообщается, показал пример удивительного благочестия[396]. Сначала направился он в Хеврон, город Иудейский; там вскоре был помазан и провозглашен царем. 2. Но Авенир, полководец царя Саула, презрев Давида, поставил на царство Избаала, сына Саула[397]. После этого во многих сражениях оспаривалось царство между вождями и часто Авенир, разбитый братом своим Иоавом, который возглавлял войска Давида, обращался в бегство. После этого Иоав провинился, когда Авенир сдался царю Давиду и Иоав приказал его убить[398], чем вызвал гнев царя, ибо слово его оказалось обагренным кровью. 3. Тем временем почти все еврейские старейшины по общему согласию передали Давиду власть над всем народом и произошло это после 7-летего правления в Хевроне. Так он был помазан царем в третий раз в возрасте около 30 лет. 4. Вторгшиеся в его царство Филистимляне в результате двух успешных сражений были изгнаны. Тогда же он перенес ковчег Бога, который находился, как мы уже о том говорили ранее, в городе Кириафе, на Сион[399]. И когда возник в его душе замысел построить Богу храм, был ему ответ от Него, что за это будет сохранено потомство его. 5. Затем были покорены войной Филистимляне, порабощены Моавитяне, подчинена Сирия, которая платила ему дань. Огромное количество золота и меди из добычи принес он в жертву Богу[400]. 6. Затем была война с Аммонитянами из-за несправедливости царя их, Аннона, недавно взошедшего на престол. И вновь, когда восстали сирийцы, которые в предыдущей войне выступили на стороне Аммонитян, Давид доверил командование войском Иоаву, сам же, удалившись от места сражения, пребывал в Иерусалиме[401].