90. Если бы тело воскрешаемое было иное, как говорят некоторые, то Апостол не утверждал бы, говоря: подобает бо тленному сему облещися в нетление (1 Кор. 15, 53). А чтобы утвердить нас и относительно славы святых, как они имеют просветиться и измениться в славе после воскресения, как сказано: востает в славе (1 Кор. 15, 43), Святое Писание говорит: безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и не самое будущее тело сееши, но аще случится зерно птеницы или иных семян, и Бог дает ему тело, якоже восхощет (1 Кор. 15, 36–38). Это сказало Писание во славу имеющих воскреснуть в светлости. А чтобы показать, что зерно само по себе приемлет славу, сказал еще в Евангелии Тот, Который сказал и чрез Павла о воскресении: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит (Иоан. 12, 24). Итак, Апостол сказал о зерне, и Спаситель тоже самое зерно тела показал в Себе Самом. Так что же скажем? Не самое ли посеянное собственное Его тело, то есть оное зерно, воскресло? Или же другое было из него через три дня воскресшее от гроба, как говорят ангелы: воста, несть зде (Марк. 16, 6); или, как Сам Он говорит Марии: не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу Моему (Иоан. 20, 17); и как, показывая Фоме руки и ребро, говорит: не буди неверен (Иоан. 20, 27)? Но не верным свойственно говорить вообще: Он не воскрес; а зловерным свойственно говорить: воскресло не то самое тело, которое умерло. Верным же свойственно говорить: это самое тело воскресло. И в том же самом теле Он воздвигнет нас, дабы утвердить нас в надежде истины.

91. Для этого Он сохранил и язвы гвоздинные (Иоан. 20, 25), не уничтожив ни их, ни язву от копья, хотя и входил дверем затворенным (Иоан. 20, 19. 26). Ибо плотское тело Его воскресло духовным, но не иным от прежде бывшего, которое, соединившись с Божеством, украсилось некоторою духовною тонкостью. Если бы эта тонкость не была духовною, то какое отверстие на земле могло бы пропустить даже малое тело? Но Он хотел показать, что тленное наше облечется в нетление (1 Кор. 15, 53). Ибо, хотя оно и смертно, но облекается бессмертием. Он вошел чрез затворенные двери, чтобы показать грубое тонким, смертное бессмертным и тленное нетленным. А чтобы изобличить всех не верующих в наше спасение, говорю о воскресении, — Изменивший тело в тонкое и Срастворивший воскресение с духовностью, не уничтожил язв гвоздинных и язвы от копья; но показал, что оно было тоже самое, которое пострадало и на кресте, что не иное было тело воскресшее и не иное от него происшедшее, но это самое пострадавшее было и бесстрастно, и самое падшее в землю зерно воскресло, а воскресши стало нетленным. И не должны мы еще думать, что какая либо часть из него воскресла: оно все не ведало истления; оно все воскресло. Ибо сказано: воста, несть зде (Марк. 16, 6). Он истинно воскрес, и не ложны Писания, заключающия в себе жизнь нашу. И чтобы обольщенные не находили предлога к перетолкованию, Он показал Фоме кости и плоть и говорил ученикам своим: видите, яко Аз есмь: яко дух костей и плоти не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39).

92. Если же кто мудрствуя скажет, что тело Спасителя нашего было избранное, так как одно только оно зачато от Марии без семени мужа: то никто не может этого ни подтвердить, ни доказать. Если же кто опять мудрствуя скажет, что одно только Христово тело воскресло все, а наше воскреснет не тем же самым, но вместо него воскреснет иное: то как же говорится: Христос воста, начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20)? Тогда и самое тело воскрешаемых должно считать начатком. Пусть же узнают, как Христос начаток умершим бысть, пусть не обращаются опять к иному заблуждению и не думают, что другие места в Писаниях ложны. Ибо прежде Своего воскресения Христос воскресил Лазаря и сына вдовицы Наинской. И Илия воскресил мертваго; также и Елиссей воскресил двух мертвых, одного еще на земле бывшего, а другого уже погребенного. Но те воскресшие опять умерли и ожидают единого и всеобщего воскресения. Христос же начаток умершим бысть в том смысле, что, востав, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает, согласно написанному (Рим. 6, 9). Он единожды умер за нас, претерпев страсть за наши страсти; единожды вкусило смерти, смерти же крестные (Флп. 2, 8), добровольно ради нас пришедшее на смерть Слово, чтобы смертию смерть умертвить. Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не страдая в Божестве, но страдая вместе с человечеством, так что страдание вменялось Ему, но Сам Он пребывал в бессмертии; ибо Сам Он сказал: Аз есмь живот (Иоан. 11, 25; 14, 6). И не в плоти надежда наша, потому что сказано: проклят, иже надеется на человека, и будет яко в дивией мирике (Иер. 17, 5–6).

93. Так что же скажем? Не ясно ли из прежде сказанного, что Христос есть человек? Думаю, всякому ясно, что мы несомненно признаем Господа Слово человеком не призрачным, но истинным. Но не должно думать, что Он есть человек, только достигший славы Божества; потому что не на человека наша надежда спасения: никто из всех от Адама бывших людей не мог соделать спасения. Но Бог Слово соделался человеком, дабы надежда была не на человека, а на Бога живого, соделавшегося и истинным человеком: всяк бо священник, от человек приемлемь, за человеки поставляется, согласно написанному (Евр. 5, 1). Посему от нашей плоти восприял плоть пришедший Господь и соделался подобным нам человеком Бог Слово, дабы в Божестве даровать нам спасение, а в человечестве пострадать за нас человеков, разрешив страстью страсть и своею смертию умертвив смерть. Но страсть вменилась Божеству, хотя Божество и бесстрастно, потому что так благоволил пришедший святой и бесстрастный Бог Слово. Некоторое подобие этого заключается в том, когда кто облечен в одежду, а окропившая одежду кровь запачкает ее, не достигнув однакоже тела облеченного в нее: при этом нечистота от крови вменяется облеченному в одежду. Так пострадал Христос во плоти, то есть в самом Господнем человеке, которого возсоздал для себя Сам пришедший с небес святой Бог Слово. Об этом и святой Петр говорит: умерщвлен быв плотию, ожив же духом (1 Петр. 3, 18), и еще: Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в туже мысль вооружитеся (1 Петр. 4, 1).

В этом исполнились слова Писания: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли, и прочее (1 Кор. 2, 8).

94. Итак, распят, подлинно распят Господь, и мы покланяемся распятому, погребенному, воскресшему в третий день и на небеса восшедшему. О глубина богатства и премудрости, и разума Божия! согласно написанному (Рим. 11, 33). От части бо разумеваем и от части пророчествуем (1 Кор. 13, 9), как каплю из моря почерпая из разума Божия и приемля образ такового домостроительства, благодать упования нашего, благоволением Отца, изволением Сына и Святого Духа, единого и того же Бога. Все Писания имели рассеянною там и сям проповедь воскресения; совершенная же проповедь о сем соблюдаема была ко времени пришествия самого ипостасного Слова: ибо полнота закона Христос, согласно написанному (Рим. 10, 4, срав. Матф. 5, 17). Где не говорило Божественное Писание о воскресении? Прежде всего кровь Авеля проповедует о нем; потому что даже и после смерти еще глаголет, говорит Писание (Евр. 11, 4). За тем Енох преложен бысть, и не обреташеся, и не видел смерти, яко угоди Богу (Евр. 11, 5; сн. Быт. 5, 24). Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нем для себя и для дома своего как бы основание пакибытия (Быт. 6, 8 и дал.). Авраам, уже устарелый, получает дитя, хотя тело его было омертвевшим. И однако и омертвевшему Бог даровал надежду, когда притом и утроба Сарры была омертвевшею: то, что устарело и стало близким к исчезновению, то есть иссякнувший ток обычного у женщины, снова получает силу к ввержению семени, и устарелая женщина, на подобие молодой, зачинает во чреве (Быт. 18, 10 и дал.). И Исаак, как бы от смерти перешедший к жизни, передается отцу: Бог, передавший отцу дитя живым от оживления омертвевших, тем самым возвестил надежду воскресения (Быт. 22, 12; сн. Евр. 11, 19). И Иосиф самым делом показывает, что не на втором месте полагает надежду воскресения костей своих: ибо заботился о них, не как об имеющих погибнуть, но как об имеющих снова ожить. И не без цели заповедывал, чтобы оне вынесены были из страны египетской, говоря: изнесите кости моя с собою: ибо присещением присетит вас Господь (Исх. 18, 19). Если бы не было надежды воскресения, то к чему была бы такая забота о костях? Зачем праведникам давать заповедь об истлевающих костях? Первым словом к Моисею было свидетельство Божие об этом предмете: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, Бог усопших в мире, но у Меня живущих (Исх. 3, 6; сн. Матф. 22, 32; Марк. 12, 26–27; Лук. 20, 37–38). Один и тот же Дух глаголал в законе и учит в Евангелии. Это и Саддукеям указал Спаситель: глаголяй в пророках, ту есмь (Ис. 52, 6).

95. Тоже показывает и жезл Ааронов, бывший много лет сухим и от вечера до утра оставляемый в скинии. И живые деревья, при уходе за ними, едва через двенадцать месяцев периодически, по истечении года, рождают плоды, когда солнце пригревает, дожди напояют землю, росы способствуют зелени развертываться, а ночь и день питают их: здесь же в одну ночь Бог сделал трудное легким. Ибо сухой жезл пустил ростки, испустил листья и произвел зрелые плоды (Числ. 17, 8). В этом Бог показал подобие будущего воскресения, виновником которого Он будет Сам. Также когда зачинаются дети в честном браке, который установил Господь, сначала ввергается семя в утробу раждающую тем порядком, какой указал Господь; за тем, с течением времени, вверженное в утробу становится совершенным в девятимесячный срок: говорю о том, что носимое во чреве совершенствуется в течении девяти месяцев и потом уже рождается. В воскресении же не так. Дело совершится мгновенно: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни (1 Кор. 15, 52), подобно тому как это показал Господь в скинии свидения тем, что орехи, которые на живых деревьях бывают только через двенадцать месяцев, на сухом дереве выросли и сделались зрелыми в одну ночь; и не только что в одну ночь, в продолжение одного часа Господь совершил то, что, как сказано, бывает лишь через двенадцать месяцев (Числ. 17, 8). И между тем как девять месяцев носимый в утробе младенец таким образом лишь в течение долгого времени вынашиваемый становится совершенным, в воскресение мертвых мгновенно востает совершенным.

96. Пусть убедит неверных сила Божия: никто не воспротивится воле Его (сн. Дан. 4, 32 и Иов. 23,13). Пусть услышит Моисей и покажет: что есть в руце твоей? говорит Господь; он же сказал: жезл (Исх. 4. 2). А жезл был деревянный и совершенно сухой. И рече: поверзи его на землю. И верже сухой жезл (ст. 3). И сухое Бог делает влажным, и не только влажным, но и одушевленным, измененным в своей природе, переменившим свой вид по самому существу. Дело это не было призраком. Повелением Божиим совершается истинное дело, а не призрачное. Он представил чрез Моисея истину, чтобы во всем сделать правым разумение наше. Сам пророк (Моисей) познал, что совершившееся не было призрачно, но истинно, показав это тем, что отбежал; потому что если бы он знал, что совершившееся было призраком, то не отбежал бы от лица змия (ст. 3). Но чтобы и это опять не послужило к соблазну для любоспорливых и чтобы они не сказали, что жезл был иной, а Бог дал ему иное некоторое тело, какое восхотел, пусть прежде всего узнают, что Он одушевил не иной жезл вместо того, но тот самый сухой одушевил; что Бог не призвал к суду это (иное) тело, (будто бы) данное жезлу, и приведенный им в движение род или вид (животнаго), и не восхотел судить змия вместо жезла [68], но все дело исполнил посредством оживотворения жезла. И в этом Бог показал свое могущество, дабы никто не сомневался в Его всемогуществе. И это сделал Он со всею предусмотрительностью; ибо не какую либо часть жезла воздвиг Он к жизни, но целый жезл изменил так, как восхотел.

97. А что это так, что мертвые имеют надежду жизни вечной, и что сущие во гробах воскреснут, на это призови мне опять во свидетели достоверного Моисея. Когда Рувим согрешил, то отец его, святой патриарх Иаков, заклинал его и говорил: Рувим первенец мой, и начало чад моих, досадил еси яко вода да не воскипиши: возшел бо еси на ложе отца твоего и открыл, говорит, то, идеже возшел еси (Быт. 49, 3–4). В еврейском тексте здесь поставлено елфофар, что значит: не возвращайся, или не прибавляйся, или еще: не изобилуй (не избыточествуй). При чтении же этого слова с легким дыханием, оно означает тоже, что и да не воскипиши, как и передали его толковники [69]. Если хочешь узнать, что это сказано так, и что согрешившему в сем от отца определялась в наказание смерть, то тебе уяснит это Моисей. Ибо он, благословляя двенадцать колен, дошел и до Рувима, и зная, что священство принадлежит Левию (а согрешения разрешаются и связываются властью священства), говорит: да живет Рувим, и да не умрет (Втор. 33, 6). Как мог жить погребенный сто двадцать шесть лет тому назад? Но поскольку он (Моисей) знал, что воскресение во всяком случае будет, а также знал и о второй смерти чрез осуждение в день суда (сн. Апок. 2, 11; 20, 6. 14; 21, 8) [70], то, желая одним наказанием избавить его от будущих, говорит: да живет, то есть в воскресение. Ибо он знал, что все оживут. И да не умрет, то есть, не подвергнется смерти второй чрез осуждение и мучению вечному. Если бы у него была забота о наказании в сей жизни, то ему достаточно было бы сказать: да живет Рувим. Но поскольку он указует на будущее, то и говорит: да живет Рувим, и да не умрет.

98. И как много можно собрать свидетельств о нашей надежде и ожидании воскресения во истину, а не призрачно, имеющего совершиться! Пусть скажут тщеславные и любящие спорить понапрасну, часть ли какая либо тел воскреснет, или все по какой либо части, или опять у кого либо целое тело воздвигнуто будет, и у кого часть воскреснет, и у кого целое тело. Что это такое за лицеприятие? Разве есть лицеприятие у Бога? Да не будетъ! Исследуем, где или когда святые воскрешали мертвого только отчасти, а не целое тело. Сын вдовы Сарептской воскрес весь, и не осталось никакой части его не воскрешенною (3 Цар. гл. 17). Сын Суманитяныни воскрес весь, и никакой член тела его не остался не воскресшим (4 Цар. гл. 4). Также Господь воздвиг Лазаря и не оставил никакого останка во гробе, напротив, воскресил его с пеленами и другими покровами, хотя конечно в день суда не будет нужды в одеждах (Иоан. гл. 11).Сына вдовы Наинской воздвиг также целого (Лук. гл. 7). Тоже совершил Он и над дочерью начальника синагоги (Марк. гл. 5) и над дочерью сотника (Матф. гл. 8). О суетная мысл так рассуждающих, будто часть воскреснет, а часть останется! Из самого предмета нашего рассуждения мы видим это и еще из того, что уже совершилось, как равносильное предмету нашей надежды. Енох весь преложен был и не видел смерти даже доселе (Быт. 5, 22; сн. Евр. 11, 5), дабы в двух живых телах представить нам совершенное воскресение, и дабы никто не сомневался в двух образах двух первенцев нашего воскресения. Енох был в необрезании, и необрезание не воспрепятствовало воскресению и пребыванию в теле, принадлежащем настоящей жизни. Илия был в обрезании, дабы воскресение не относилось лишь к тем или другим, но было всеобщим. Илия пребыл в девстве, дабы преимущество девства возвещало миру бессмертие и нетление тела. Но дабы воскресение и пребывание тела нетленным не было считаемо принадлежащим только девству по причине его достоинства, Енох не был девственником, но был целомудренным и рождал детей. Итак, двое эти (Енох и Илия) пребывают в числе живых, в теле и душе для утверждения нашей надежды и для того, чтобы кто либо не сомневался уже более в истине воскресения.

99. А других Бог во ад низвел с телами. Ибо разверзла земля уста свои и поглотила Дафана и Авирона, сынов Кореевых, и Авнана, и снидоша во ад живи телом и душею (Числ. 16, 38; сн. ст. 32. 1. 24. 25). С этого самого часа они преданы были на суд, так что ни тела их не разрушились, ни каким либо останком или какою либо частью, но целые с телом и душею они преданы были в наказание. Иов говорит: дондеже паки буду и это тело, терпящее сия, и Ты обновишь меня (Иов. 14, 14; 19, 26; сн. 14, 15). И еще: обновится яко орля юность твоя (Псал. 102, 5). Исаия же говорит: воскреснут мертвии, и востанут иже во гробех (Иса. 26, 19). Ибо пришел разрешающий окованные мужеством, такожде преогорчевающия живущия во гробех (Псал. 67, 7). Говорит также Иов: человек же уснув уже не востанет и не познает места своего (Иов. 14, 12; сн. Псал. 102, 16). Ибо по истине не каждый день будет воскресение, но на один день назначено. А чтобы показать, что (Иовъ) знал, до какого предопределенного времени ему ожидать воскресения, тотчас разрешает вопрос, говоря: дондеже будет небо и земля, тела будут лежать в земле (Иов. 14, 12). Когда же придет свивающий небо, аки свиток, и потрясающий землю (Ис. 34, 4), тогда востанут иже на земли (Ис. 26, 19). По сему Бог и говорит Иезекиилю: сыне человеч, прорцы, и пусть соберутся кость к кости и состав к составу (Иез. 37, 4. 7). И было так. И появились на них нервы и жилы, плоть и волосы, и ногти (ст. 8). И еще сказал Господь: рцы сыне человечь; от четырех концов прииди душе (ст. 9), то есть, из мест, отделенных для душ. Но на каком основании сам Господь не говорит, а повелевает человеку говорить? На том основании, что то, что Господь говорит, то Он и творит, и Его слово не нарушается уже. Человеку же повелел говорить, дабы потом в воскресении имеющем быть в определенное время, указана была наша надежда спасения, и дабы нарушилось слово человека, а не Господа. Ибо оные кости имели снова умереть. Когда же Господь говорит: воскресните, то оне востают и уже не умирают; потому что слово Божие не может нарушиться.

100. Посему и Господь, во плоти пришедший, воздвигал мертвых, дабы плотию вызванное к жизни снова умерло, доколе не воскреснет сама плоть и уже не умрет более, и доколе не престанет Он говорить одному только кому либо слова: востани, выйди вон из гроба, доколе не придет Он и уже не в единственном числе скажет: востани, но: востаните все, производя всеобщее воскресение. Ибо сам Он есть воскресение мертвых. К тому же после своего воскресения из мертвых Он уже не воскрешал никого из недавно скончавшихся. Но с Ним вместе многа телеса усопших святых восташа, и явишася мнозем (Матф. 27, 52–53), вместе с Ним вошли в брачный чертог, согласно написанному в Евангелии (срав. Матф. 9, 15 и парал.). Не сказано: воскресла часть тел святых, но: телеса святых, и явишася мнозем. Они не были отличны от скончавшихся, но были узнаваемы своими, как не задолго до того времени скончавшиеся. И желая показать другим чудо, Господь наш совершает оное, являя трудное легким. Так например, когда пришел Он к недавно умершей девице, дочери начальника синагоги, поскольку она умерла в тот самый час, то удостоил воззвать к ней: отроковице, востани (Лук. 8, 54). Словом: востини Он укрепляет расслабленное, поскольку она была еще на ложе. А сына вдовы Наинской, поскольку он был выносим уже на одре, еще легче воздвиг: Он коснулся одра и не сказал ничего отроку, но только коснулся одра, и отрок воскрес (Лук. 7, 14–15). Но что еще превосходнее и выше всякого чаяния человеческого, это — то, когда Он пришел к четверодневному Лазарю и не сказал ему: востани; не коснулся рукою гроба, но прямо своею властью взывает к нему: Лазаре, гряди вон (Иоан. 11, 43). Гораздо легче и удобнее сказать: гряди вон, нежели коснуться. А коснуться опять гораздо легче, нежели воззвать: отроковице востани. Все это совершает Святое Божие Слово, дабы нам показать надежду воскресения.

101. Но если бы я пожелал выбрать все свидетельства из всех Писаний, то прежде всего оказалось бы, что ум наш мал, недостаточен и слаб. К тому же я боюс, чтобы, по причине множества их, не сделать своего слова очень протяженным. Впрочем, сокращая слово, скажу, что путь спасения нашего краток, так как для всех оно заключается в одной надежде воскресения, нам проповеданного. Этому не веруют неверные, это повреждают еретики, этого не приемлют любоспорливые, это отвергают тщеславные. Но всем подает Бог милость и проливает свой свет в омраченные умы их. Ибо язычники, когда приимут Духа Святого, изобличены будут истиною и всеми вышеприведенными свидетельствами; в особенности же вами, сынами святые Божия Церкви и православные веры. Откройте же уста ваши и учите, приявшие Духа Святого, удостоившиеся способности хорошо составлять слова, прежде всего потому, что вы удостоились быть учениками Христа Архипастыря и Предстоятеля душ наших; и как бы пищу собрав для паствы Христовой — для своего народа, позаботьтесь о том, чтобы напитать себя самих и стадо Божие, разумею желающих всячески получить пользу от святой земли, Моисеем указуемой. Кто же из благомыслящих, смотря на вас благоговейных и верных, о православные и сыны Церкви, — [говоря о некоторых, разумею всех сынов истины, согласно написанному (ср. Иоан. гл. 8)], кто может сомневаться в этом? Ибо вы — сыны той мудрой и мужественнейшей жены, слава которой описана у Соломона такими словами: жену доблю кто обрящет (Прит. 31, 10)? И так как такая жена редка, лучше же сказать, она — одна, то вы изберите наилучшее и возлюбите полезное. А под доблею женою разумейте Церковь Божию, вашу матерь, мужественнее которой ничего нет, которая умирает в каждое воздвигаемое гонение за имя своего Мужа.

102. Эта честнейшая жена тщательно распрашивает своего жениха в книге Песнь песней; где пасеши? где почиваеши в полудне? (Песн. 1, 6). Пасет же Христос в земле вышеупомянутой и не только пасет, но и повелевает пасомым снимать обувь, как и Моисей древле говорит (Исх. 3, 5). От него и вы сами, приняв предание, прежде всего непоколебимо руководствуйте приводимых к святому познанию, заботясь о снятии обуви каждого. Обувь же каждого из вас различна. Каждый как бы обувается в свое собственное деяние. И, слушая вас, учеников Христовых и добрых пастырей, каждый, кто связал себя идолослужением, пусть разрешит себя от этих уз вашим внушением; другой пусть отрешится от прелюбодеяния, иной — от блуда, иной — от воровства, а тот — от лихоимства. Но не только это, а и от ненавистных речей и постыдных слов отказываясь, с блаженными надеждами каждый пусть предает себя на то, чтобы пастися под крепкою рукою доброго пастыря чрез вас, добрых учеников. Тогда всякий, конечно, удержится от заблуждения. А вы дороже очей поставляйте истину, пресекая поклонение идолам и явно возвещая заблуждение относительно их. Не считайте их мертвыми, потому что они никогда и не жили; а всегда учите, что они по справедливости все тщетны и суетны, и не существуют; ибо они не жили когда либо и существовали, а суть не более как злые демоны, измышление человеческого ума, подающее повод к удовольствиям. И отсюда каждый дерзает свою страсть сделать предметом почитания. Именно, как только введено это было между людьми по злому действу демонов, прежде всего заговорили о блудодеянии и на картинах изображены были идолы. Затем собственное искусство, какое кто имел под руками и посредством которого добывал себе пропитание, передавал своим детям как достойное почтения. И из вещества; употреблявшегося в ремесле, сделали себе богов, именно горшечник — из глины, плотник — из дерева, золотых дел мастер — из золота, и серебряных дел мастер — из серебра.