96. Пусть убедит неверных сила Божия: никто не воспротивится воле Его (сн. Дан. 4, 32 и Иов. 23,13). Пусть услышит Моисей и покажет: что есть в руце твоей? говорит Господь; он же сказал: жезл (Исх. 4. 2). А жезл был деревянный и совершенно сухой. И рече: поверзи его на землю. И верже сухой жезл (ст. 3). И сухое Бог делает влажным, и не только влажным, но и одушевленным, измененным в своей природе, переменившим свой вид по самому существу. Дело это не было призраком. Повелением Божиим совершается истинное дело, а не призрачное. Он представил чрез Моисея истину, чтобы во всем сделать правым разумение наше. Сам пророк (Моисей) познал, что совершившееся не было призрачно, но истинно, показав это тем, что отбежал; потому что если бы он знал, что совершившееся было призраком, то не отбежал бы от лица змия (ст. 3). Но чтобы и это опять не послужило к соблазну для любоспорливых и чтобы они не сказали, что жезл был иной, а Бог дал ему иное некоторое тело, какое восхотел, пусть прежде всего узнают, что Он одушевил не иной жезл вместо того, но тот самый сухой одушевил; что Бог не призвал к суду это (иное) тело, (будто бы) данное жезлу, и приведенный им в движение род или вид (животнаго), и не восхотел судить змия вместо жезла [68], но все дело исполнил посредством оживотворения жезла. И в этом Бог показал свое могущество, дабы никто не сомневался в Его всемогуществе. И это сделал Он со всею предусмотрительностью; ибо не какую либо часть жезла воздвиг Он к жизни, но целый жезл изменил так, как восхотел.

97. А что это так, что мертвые имеют надежду жизни вечной, и что сущие во гробах воскреснут, на это призови мне опять во свидетели достоверного Моисея. Когда Рувим согрешил, то отец его, святой патриарх Иаков, заклинал его и говорил: Рувим первенец мой, и начало чад моих, досадил еси яко вода да не воскипиши: возшел бо еси на ложе отца твоего и открыл, говорит, то, идеже возшел еси (Быт. 49, 3–4). В еврейском тексте здесь поставлено елфофар, что значит: не возвращайся, или не прибавляйся, или еще: не изобилуй (не избыточествуй). При чтении же этого слова с легким дыханием, оно означает тоже, что и да не воскипиши, как и передали его толковники [69]. Если хочешь узнать, что это сказано так, и что согрешившему в сем от отца определялась в наказание смерть, то тебе уяснит это Моисей. Ибо он, благословляя двенадцать колен, дошел и до Рувима, и зная, что священство принадлежит Левию (а согрешения разрешаются и связываются властью священства), говорит: да живет Рувим, и да не умрет (Втор. 33, 6). Как мог жить погребенный сто двадцать шесть лет тому назад? Но поскольку он (Моисей) знал, что воскресение во всяком случае будет, а также знал и о второй смерти чрез осуждение в день суда (сн. Апок. 2, 11; 20, 6. 14; 21, 8) [70], то, желая одним наказанием избавить его от будущих, говорит: да живет, то есть в воскресение. Ибо он знал, что все оживут. И да не умрет, то есть, не подвергнется смерти второй чрез осуждение и мучению вечному. Если бы у него была забота о наказании в сей жизни, то ему достаточно было бы сказать: да живет Рувим. Но поскольку он указует на будущее, то и говорит: да живет Рувим, и да не умрет.

98. И как много можно собрать свидетельств о нашей надежде и ожидании воскресения во истину, а не призрачно, имеющего совершиться! Пусть скажут тщеславные и любящие спорить понапрасну, часть ли какая либо тел воскреснет, или все по какой либо части, или опять у кого либо целое тело воздвигнуто будет, и у кого часть воскреснет, и у кого целое тело. Что это такое за лицеприятие? Разве есть лицеприятие у Бога? Да не будетъ! Исследуем, где или когда святые воскрешали мертвого только отчасти, а не целое тело. Сын вдовы Сарептской воскрес весь, и не осталось никакой части его не воскрешенною (3 Цар. гл. 17). Сын Суманитяныни воскрес весь, и никакой член тела его не остался не воскресшим (4 Цар. гл. 4). Также Господь воздвиг Лазаря и не оставил никакого останка во гробе, напротив, воскресил его с пеленами и другими покровами, хотя конечно в день суда не будет нужды в одеждах (Иоан. гл. 11).Сына вдовы Наинской воздвиг также целого (Лук. гл. 7). Тоже совершил Он и над дочерью начальника синагоги (Марк. гл. 5) и над дочерью сотника (Матф. гл. 8). О суетная мысл так рассуждающих, будто часть воскреснет, а часть останется! Из самого предмета нашего рассуждения мы видим это и еще из того, что уже совершилось, как равносильное предмету нашей надежды. Енох весь преложен был и не видел смерти даже доселе (Быт. 5, 22; сн. Евр. 11, 5), дабы в двух живых телах представить нам совершенное воскресение, и дабы никто не сомневался в двух образах двух первенцев нашего воскресения. Енох был в необрезании, и необрезание не воспрепятствовало воскресению и пребыванию в теле, принадлежащем настоящей жизни. Илия был в обрезании, дабы воскресение не относилось лишь к тем или другим, но было всеобщим. Илия пребыл в девстве, дабы преимущество девства возвещало миру бессмертие и нетление тела. Но дабы воскресение и пребывание тела нетленным не было считаемо принадлежащим только девству по причине его достоинства, Енох не был девственником, но был целомудренным и рождал детей. Итак, двое эти (Енох и Илия) пребывают в числе живых, в теле и душе для утверждения нашей надежды и для того, чтобы кто либо не сомневался уже более в истине воскресения.

99. А других Бог во ад низвел с телами. Ибо разверзла земля уста свои и поглотила Дафана и Авирона, сынов Кореевых, и Авнана, и снидоша во ад живи телом и душею (Числ. 16, 38; сн. ст. 32. 1. 24. 25). С этого самого часа они преданы были на суд, так что ни тела их не разрушились, ни каким либо останком или какою либо частью, но целые с телом и душею они преданы были в наказание. Иов говорит: дондеже паки буду и это тело, терпящее сия, и Ты обновишь меня (Иов. 14, 14; 19, 26; сн. 14, 15). И еще: обновится яко орля юность твоя (Псал. 102, 5). Исаия же говорит: воскреснут мертвии, и востанут иже во гробех (Иса. 26, 19). Ибо пришел разрешающий окованные мужеством, такожде преогорчевающия живущия во гробех (Псал. 67, 7). Говорит также Иов: человек же уснув уже не востанет и не познает места своего (Иов. 14, 12; сн. Псал. 102, 16). Ибо по истине не каждый день будет воскресение, но на один день назначено. А чтобы показать, что (Иовъ) знал, до какого предопределенного времени ему ожидать воскресения, тотчас разрешает вопрос, говоря: дондеже будет небо и земля, тела будут лежать в земле (Иов. 14, 12). Когда же придет свивающий небо, аки свиток, и потрясающий землю (Ис. 34, 4), тогда востанут иже на земли (Ис. 26, 19). По сему Бог и говорит Иезекиилю: сыне человеч, прорцы, и пусть соберутся кость к кости и состав к составу (Иез. 37, 4. 7). И было так. И появились на них нервы и жилы, плоть и волосы, и ногти (ст. 8). И еще сказал Господь: рцы сыне человечь; от четырех концов прииди душе (ст. 9), то есть, из мест, отделенных для душ. Но на каком основании сам Господь не говорит, а повелевает человеку говорить? На том основании, что то, что Господь говорит, то Он и творит, и Его слово не нарушается уже. Человеку же повелел говорить, дабы потом в воскресении имеющем быть в определенное время, указана была наша надежда спасения, и дабы нарушилось слово человека, а не Господа. Ибо оные кости имели снова умереть. Когда же Господь говорит: воскресните, то оне востают и уже не умирают; потому что слово Божие не может нарушиться.

100. Посему и Господь, во плоти пришедший, воздвигал мертвых, дабы плотию вызванное к жизни снова умерло, доколе не воскреснет сама плоть и уже не умрет более, и доколе не престанет Он говорить одному только кому либо слова: востани, выйди вон из гроба, доколе не придет Он и уже не в единственном числе скажет: востани, но: востаните все, производя всеобщее воскресение. Ибо сам Он есть воскресение мертвых. К тому же после своего воскресения из мертвых Он уже не воскрешал никого из недавно скончавшихся. Но с Ним вместе многа телеса усопших святых восташа, и явишася мнозем (Матф. 27, 52–53), вместе с Ним вошли в брачный чертог, согласно написанному в Евангелии (срав. Матф. 9, 15 и парал.). Не сказано: воскресла часть тел святых, но: телеса святых, и явишася мнозем. Они не были отличны от скончавшихся, но были узнаваемы своими, как не задолго до того времени скончавшиеся. И желая показать другим чудо, Господь наш совершает оное, являя трудное легким. Так например, когда пришел Он к недавно умершей девице, дочери начальника синагоги, поскольку она умерла в тот самый час, то удостоил воззвать к ней: отроковице, востани (Лук. 8, 54). Словом: востини Он укрепляет расслабленное, поскольку она была еще на ложе. А сына вдовы Наинской, поскольку он был выносим уже на одре, еще легче воздвиг: Он коснулся одра и не сказал ничего отроку, но только коснулся одра, и отрок воскрес (Лук. 7, 14–15). Но что еще превосходнее и выше всякого чаяния человеческого, это — то, когда Он пришел к четверодневному Лазарю и не сказал ему: востани; не коснулся рукою гроба, но прямо своею властью взывает к нему: Лазаре, гряди вон (Иоан. 11, 43). Гораздо легче и удобнее сказать: гряди вон, нежели коснуться. А коснуться опять гораздо легче, нежели воззвать: отроковице востани. Все это совершает Святое Божие Слово, дабы нам показать надежду воскресения.

101. Но если бы я пожелал выбрать все свидетельства из всех Писаний, то прежде всего оказалось бы, что ум наш мал, недостаточен и слаб. К тому же я боюс, чтобы, по причине множества их, не сделать своего слова очень протяженным. Впрочем, сокращая слово, скажу, что путь спасения нашего краток, так как для всех оно заключается в одной надежде воскресения, нам проповеданного. Этому не веруют неверные, это повреждают еретики, этого не приемлют любоспорливые, это отвергают тщеславные. Но всем подает Бог милость и проливает свой свет в омраченные умы их. Ибо язычники, когда приимут Духа Святого, изобличены будут истиною и всеми вышеприведенными свидетельствами; в особенности же вами, сынами святые Божия Церкви и православные веры. Откройте же уста ваши и учите, приявшие Духа Святого, удостоившиеся способности хорошо составлять слова, прежде всего потому, что вы удостоились быть учениками Христа Архипастыря и Предстоятеля душ наших; и как бы пищу собрав для паствы Христовой — для своего народа, позаботьтесь о том, чтобы напитать себя самих и стадо Божие, разумею желающих всячески получить пользу от святой земли, Моисеем указуемой. Кто же из благомыслящих, смотря на вас благоговейных и верных, о православные и сыны Церкви, — [говоря о некоторых, разумею всех сынов истины, согласно написанному (ср. Иоан. гл. 8)], кто может сомневаться в этом? Ибо вы — сыны той мудрой и мужественнейшей жены, слава которой описана у Соломона такими словами: жену доблю кто обрящет (Прит. 31, 10)? И так как такая жена редка, лучше же сказать, она — одна, то вы изберите наилучшее и возлюбите полезное. А под доблею женою разумейте Церковь Божию, вашу матерь, мужественнее которой ничего нет, которая умирает в каждое воздвигаемое гонение за имя своего Мужа.

102. Эта честнейшая жена тщательно распрашивает своего жениха в книге Песнь песней; где пасеши? где почиваеши в полудне? (Песн. 1, 6). Пасет же Христос в земле вышеупомянутой и не только пасет, но и повелевает пасомым снимать обувь, как и Моисей древле говорит (Исх. 3, 5). От него и вы сами, приняв предание, прежде всего непоколебимо руководствуйте приводимых к святому познанию, заботясь о снятии обуви каждого. Обувь же каждого из вас различна. Каждый как бы обувается в свое собственное деяние. И, слушая вас, учеников Христовых и добрых пастырей, каждый, кто связал себя идолослужением, пусть разрешит себя от этих уз вашим внушением; другой пусть отрешится от прелюбодеяния, иной — от блуда, иной — от воровства, а тот — от лихоимства. Но не только это, а и от ненавистных речей и постыдных слов отказываясь, с блаженными надеждами каждый пусть предает себя на то, чтобы пастися под крепкою рукою доброго пастыря чрез вас, добрых учеников. Тогда всякий, конечно, удержится от заблуждения. А вы дороже очей поставляйте истину, пресекая поклонение идолам и явно возвещая заблуждение относительно их. Не считайте их мертвыми, потому что они никогда и не жили; а всегда учите, что они по справедливости все тщетны и суетны, и не существуют; ибо они не жили когда либо и существовали, а суть не более как злые демоны, измышление человеческого ума, подающее повод к удовольствиям. И отсюда каждый дерзает свою страсть сделать предметом почитания. Именно, как только введено это было между людьми по злому действу демонов, прежде всего заговорили о блудодеянии и на картинах изображены были идолы. Затем собственное искусство, какое кто имел под руками и посредством которого добывал себе пропитание, передавал своим детям как достойное почтения. И из вещества; употреблявшегося в ремесле, сделали себе богов, именно горшечник — из глины, плотник — из дерева, золотых дел мастер — из золота, и серебряных дел мастер — из серебра.

103. Кроме того каждый описывал свою собственную страсть по тому образу, который предносился его очам. Именно какой либо муж кровожадный утверждал, что бог есть Арей [71]; прелюбодей или прелюбодеица, — что богиня есть общая для многих Афродита [72]; тиранн окрылял победу; жестокосердый и алчный до благ житейских начертывал образ Кроноса [73]; женолюбивый Цибелу и Рею [74], по причине истечения [75], думаю, от частого плотского совокупления. Иной легкомысленный, мужчина ли то или женщина, признает богинею Артемиду — покровительницу охоты, и пьяного Диониса, или много трудов понесшего Геркулеса; а привыкший к совокуплению со многими женщинами — Зевса и Аполлона.

Они не стыдятся боготворить лающую собаку, питающуюся пресмыкающимися ласточку, похотливого козла, слабую овцу, многочешуйчатого и страшного крокодила, питающегося ядом ибиса, коршуна, ястреба и ворона, и животных, годных для работы, а также извивающегося и неприятнейшего змия. Сказать вообще: о великий позор для людей, которые не видят глазами изобличения себе, слухом не приемлют ощущения, разумом не понимают того, что так суетно совершается у нихъ! Гонимые злою судьбою, они не просвещаются светом учения и собственных философов и не являются созерцателями истины вместе с преподавателями ея. Они не слышат Диагора, который, предав сожжению, по недостатку дров, своего собственного деревянного идола Геркулеса, насмешливо говорил ему: ну–ка Геркулес, соверши тринадцатый подвиг, приди и приготовь нам кушанье! За тем, схватив идола и расколов его, с насмешкою над собственным богом, как не существующим, съел, смеясь, приготовленный с помощию его ужин [76].

104. Другой философ Гераклит так говорит египтянам: «если почитаемые вами суть боги, то почему вы оплакиваете ихъ»? Потому что египтяне скорбят, как о погребенных, о Тифоне, Озирисе и других подземных богах, сопровождая скорбь свою громкими плачевными песнями. Посему так говорит тот философ: «если они — боги, то для чего вы оплакиваете их? если же они умерли, то напрасно оплакиваете ихъ». Также и комик по имени Евдемон говорит: «если они — боги, то мы не можем говорить о них, и я опасаюсь изъяснить то, каковы они. Ибо многое служит для меня препятствием к тому». И Гомер говорит: «Нет во многовластии блага» [77]. И Филимон комик говорит: «Почитающие единого Бога имеют добрые надежды на спасение». Аписа, питающегося мякиною тельца, Камбиз, царь Ассирийский, поражает мечем в бедро с тою целью, чтобы, если потечет из раны кровь, изобличить его, что он не бог. Также и почитатели Кроноса не отрицают того, что он скован был железными цепями; напротив, даже и признаются в этом [78]. Если же кто находится в узах, то он не только подчинен кому либо более могущественному, но и в узах пребывает как злодей. А если мне говорить об Изиде, иначе называемой Атфидою и Ио, дочери Аписа Каппадокийского, называемого также Инахом, то я стыжусь и возвещать о деяниях ея [79]. Однако же не постыжусь говорить о том, чему не стыдятся они покланяться. Стыдятся же пусть поклонники ея, которые увещавают дочерей своих, жен и сестер подражать деяниям богинь своих. Изиде воздают божественные почести, тогда как она пылает любовию к брату своему Тифону, вооружая других против своих братьев. Сколь же велик должен быть стыд богини, которая не стыдится и собственного брата своего, но пылает к нему страстью и не довольствуется другими мужчинами, но доходит до сожительства с своим собственным братомъ! И она показывает друзьям своим не только пример этого, но и братоубийства, изъ–за своей ненасытной похоти. Она раждает одного сына Ора, которому никто не мог доставить сведение о том, кто по истине законный отец его: если бы он стал почитать отцем Тифона, то возбуждалось сомнение, действительно ли он отец его; если же Озириса, то кто подтвердит это с точностью? Хорошего же бога воспитывала принявшая его такая мать, которая десять лет блудодействовала в Тире! [80] А обоготворяя Сераписа и Аписа, царя Синопского [81], Египтяне поработили себя более тираннии, нежели истине.

105. Вот оценка почитаемых у Египтян богов, о которых, если говорить о каждом в частности, то потратится много времени. Еллины же, думающие, что они превосходят других, любомудрствуя только на словах и в тонкости языка, а не на деле, более всех впали в заблуждение. Они производят Кроноса от Урана, говоря, что он рожден от Урана и оскопил собственного отца [82]. О злое деяние о постыдное мнение! Как будто, если бы он не был оскоплен, то много было бы Кронионов. А этот храбрец, посягнувший на отца, не удовольствовался первым нечестием: между тем как, будучи молодым, он нанес оскорбление отцу, в старости стал поглощать собственных своих детей: Посидона и Плутона; а ища Зевса и обманутый Реею, вместо младенца, как бог, скоро поглотил спеленутый большой камень [83]. Сын его, по имени Зевс, происходя от столь благородных родителей, был, кажется, мужем едва не всех женщин; и его–то сыном был между прочим Гермес. И о если бы он был законным мужем их, а не был всегда скрытным прелюбодеем и злодеемъ! Например: растлевает он Пенелопу и ради ея становится козлом [84]; козлом же был он, думаю, назван от частого совокупления этого благородного бога с женщинами. К Данае же он являлся золотым, чтобы растлить деву целомудренную и заключенную в тереме [85]. Золотым он собственно не мог быть никогда; но, будучи чародей, обольстил девицу, поднесши ей золотые подарки. А у Лиды он является лебедем [86], обозначая тем полет пламени сладострастия. Не возлетая когда либо в действительности орлом, он является скорее учителем деторастления; никогда он не был орлом, но в корабле, который был назван орлом по причине быстроты своего хода, он, приплыв в Трою и похитив Ганимеда, сына царя Троянского, совершил над ним растление [87]. К Пасифае же он являлся в виде вола, также как и к Европе [88].

106. Но что мне говорить о множестве подобных деяний этого благородного растлителя и учителя растлителей? Его гробница многим известна: ее доселе указывают на острове Крите в горе, называемой Ласий. Зевсов же было не один или два, но три или четыре числом. Один из них — вышепоименованный Кронид, заключивший в тартар собственного своего отца в горе Кавказской. Другой — называемый Латриарий, от которого произошли единоборцы; третий — трагик, который обжег свою руку. Хотя он был и бог, но забыл что огонь жжется и не знал того, что огонь говорил козлу Сатиру, [89] первому изобретателю огня, пришедшему приветствовать сего последняго: «не прикасайся ко мне, козел; потому что, прикоснувшись ко мне, ты обожжешь свою бороду». Не одна была и Афина, но многие: одна — блуждающая и ходящая около болота Тритонии [90]; другая — дочь Океана; третья — дочь Кроноса и многие другие [91]. Артемид также много: одна — Ефесская; другая — дочь Зевса и иные также многие. И Дионис — один Фивский, другой — сын Семелы [92], третий — властвующий над Коривантами [93]; за тем еще — растерзанный Титанами и Куретами [94], оставивший в наследие таинства. О всех деяниях Геркулеса, называемого у них отвратителем бед, я умолчу; а представлю в пример лишь одно из всех восхваляемое у них. Довольно будет ему предпринимать подвиг для спасения жизни человеческой. Если бы он не растлил в одну ночь пятидесяти девиц, то как бы мог быть спасен мир? Напротив, он бы совершенно погибъ! Вообще, признаюсь тебе, я утомляюсь перечислением и описанием злых деяний их. Еще же цари и жесточайшие тиранны, имевшие любимцев и погребшие их в земле, не имея ничего более, чем бы могли отблагодарить их, так как и сами по себе они люди смертные, в доказательство расположения своего к ним, под таковым худым предлогом, сделали гробницы их предметом нечестивого почтения для своих подданных, чрез что более и более распространялось в народе заблуждение. Так например Антиной, погребенный в городе того же имени и положенный во гроб с игрушечным кораблем, был помещен Адрианом в числе богов [95]. Также и Тимаген в Азии и Канов, кормчий царя Менелая и жена его Евменуфида, погребенные в Александрии на берегу морским, пройдя от города двенадцать могильных камней, почитаются, как божества [96]. Подобным же образом почитаются Марнас, раб Астерия Критского, у жителей Газы, а начальник корабля Касий у Пелузийцев.

107. Когда все это точно разъяснено будет в церкви, вами уничтожен будет дурной пример смертоносного пути для приведенных прежде на этот путь. А других от прелюбодеяния ведите к целомудрию, и не только удаляйте их от тайного сожительства с чужими женами, но увещавайте быть воздержными и с своею законною женою, яко время прекращено есть, как говорит святой Апостол (1 Кор. 7, 29). Блудников же наставляйте, чтобы, совершая беззаконное деяние перед Богом и людьми, не были наказаны. И когда все это, не устами только подвизаясь, но и на деле передадите им, тогда убеждайте принять все это от вас, прежде всего на деле все совершая и в себе самих представляя им образец, и тем соделывая достоверными слова свои: прежде самих себя научите посредством дел, чтобы потом научить и других. Ибо и когда молчите, вы подражаете солнцу, которое молчанием всех повсюду научает: едва оно восходит, как тотчас научает всех искусствам, хотя и молча. А когда во всем этом окажете пользу чадам своим или вернейшим братиям, то предваряйте их, чтобы, шествуя по земле, они имели житие небесное (Флп. 3, 20). Ревность к монашескому житию порождайте в возможно большем числе людей вашею собственною твердостью и нелицемерною верою. От еретиков отрекайтесь, манихеев обуздывайте словом, маркионитов и прочих им подобных отгоняйте от ограды Божией, разрушая все их отговорки и замыкая им уста. Ибо что эти легкомысленные и лишенные Святого Духа люди дерзновенно высказывают против Бога и святых Его пророков, в том они хулу произносят против Зиждителя всяческих, и что доброго даровал Бог всем людям чрез святых своих пророков по пророчеству, они ненавидят, а глубочайших таин закона и пророков, как земному преданные и телесные, востязуемые (1 Кор. 2, 14), не разумеют. Но напрасно богохульствуют они. Вы же не обленитесь заблуждение их устранять от ваших слушателей посредством истинных доказательств; ибо такими словами люди суемудрия увлекаются как хворост, несущийся по течению обильной водою реки.

108. Но говорят: хорош Бог этого закона, что Он, не зная, где Адам, спрашивал, говоря: Адаме, где еси (Быт. 3, 9)? И Каину говорит: где Авель, брат твой (Быт. 4, 9)? и Аврааму: где Сарра, жена твоя (Быт. 18, 9)? Говоря это и многое другое, они устами только, а не по истине веруют в Бога Спасителя, который есть Бог и имеет предведение. Но и Он, также как в Ветхом Завете, спрашивал: где положисте Лазаря (Иоан. 11, 84)? и: кто есть коснувыйся Мне (Лук. 8, 46)? также: имате ли хлебы с собою (Марк. 6, 38)? и: кого хощете (Матф. 27, 21)? или: кого ищете (Иоан. 18, 4)? Впрочем удобно и легко обличить их. Ибо как Сын, имея предведение, вопрошал, так и Отец, будучи один и тот же и не изменяем, является в законе вопрошающим. Если Сын сказал: где положисте Лазаря? то это не значит, что Он не знает ни Евангелия, ни Ветхого Завета. Где положисте его? говорит Он, желая изобличить сестер Лазаря в том, что оне не возъимели даже той веры, какую имела Суманитяныня, хотя эта последняя имела дело с человеком, то есть, с святым пророком Елиссеем, а Марфа и сестра ея имели дело с Богом. И если Он сказал: кто есть коснувыйся Мне? то не по неведению сказал это, но для того, чтобы побудить жену кровоточивую от себя самой изъявить исповедание, дабы не Сам о Себе свидетельствовал Сын Божий, но от других был прославляем. А когда сказал: имате ли хлебы с собою? то сказал для того, чтобы всем указать на малочисленность хлебов и всех изумить величием своего чудодеяния, явленного в напитании столь немногими хлебами столь великой толпы народа. Наконец, когда сказал: кого ищете? то показал, насколько обольщены ищущие Его, ищущие Иисуса, каковое имя означает Врача и Спасителя [97], так что, когда убиют Его, лишатся соделанного Им спасения.