Compositions

 Ответ. То слово, которое о зверях, имеет своим концом именно это. Когда мы не исказили образ, то они покорялись большему, не лишившемуся власти. И человек был для них владыкой.

(185) Вопрос. Но разве если бы ты повелел небу пролить дождь или земле дать поросль, то неужто они бы послушали? Или солнцу взойти, неужто оно бы взошло? Или морю высохнуть, или реке обратиться вспять и не течь, разве они бы послушались?

 Ответ. Прими и об этом очень явные указания. Моисей законодатель ударом посоха пересек Море Красное, и вода затвердела, как непробиваемая стена; и Моисей перевел шестьсот тысяч мужей по сухому дну бездны так, что они не омочили ног. И когда вскоре с плачем они требовали в пустыне воды, то из непричастного влаге твердого камня он опять, ударив посохом, источил реку, затопляющую пустыню. Так и Иисус Навин — преемник Моисея — остановил для многих знаменитую Иорданскую реку и таким же образом перевел народ, велев взять некоторым со дна реки двенадцать валунов, которые находятся видимыми там до сегодняшнего дня. Он же приказал солонцу, бегущему по небу, встать на одном месте до следующего дня до того же часа. Он всего лишь сказал: «Да остановится «солнце над Гаваоном …и луна, над долиною Аналонскою!» — называя некоторые места, где он и победит в битве, и поставит трофей превосходства. Посмотри со мной и на божественного Илию. Он одним словом свел огонь с неба на посланного к нему от царя начальника пятидесяти; Илия сказал ему: «Если я человек Божий, то да сойдет огонь с неба, и сожжет тебя и пятьдесят твоих». И тотчас возникло пламя и сожгло весь этот полк. И охваченный той же самой ревностью о Боге, желая измучить тех людей, которые служили идолам, три с половиной года он держал дождевые облака твердыми, так что богоборный народ был истязаем мором. Он прекратил дождь, сказав: «Жив Господь, дождь будет разве устами моими». Когда ему предстояло перейти на небо, вознестись на четверке огненных коней, то, дойдя до Иордана, он, ударив овечьей шкурой, разделил реку, и вместе с Елисеем перешел ее, не омочив ног. Он сам сел на огненную повозку, и так двинулся на небо, сбросил ученику кожаный плащ и удалился, живой до сего дня. И посмотри опять, что властитель и князь над всем в Новом Завете Петр с облака поражает Симона. Павел дошел до третьего неба, а оттуда — до рая, и будет судить отступивших ангелов. Говоря просто, те люди, которые не осквернили образ злыми делами и тем самым не лишились (отпали) власти, — они князья и властители надо всем.

(186) Вопрос. Ты хорошо рассказал и объяснил нам об образе. Но просим мы тебя прибавить к этому и о подобии, почему сказал Бог: «сотворим человека по образу» и подобию «нашему». Что «по образу» — нам дан ответ, а что «по подобию» — о том умолчано. Писание говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему» и не прибавляет: «по подобию».

 Ответ. Не велит Бог, чтобы мы были праздными и ленивыми, наподобие свиней, мщатей (осленок) и овец, и прочих бессловесных существ. И не будем считать, что мы без усилий и мзды, недостойно, не употребляя нашу власть, можем стать подобным Ему, подражая Ему. То есть да уподобимся Ему приязненным (любезным) отношением к ближним, насколько и можно человеческой природе подражать Богу. Будь же для сирот как отец, вместо мужа их матери. Так сказал премудрый в божественном Соломон. И Сам Господь сказал в Евангелиях: (Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут; Блаженны миротворцы (смиряющие), ибо они будут названы сынами Божиими; ….научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим». Итак, будьте человеколюбивы и милостивы. Сами нуждаясь в милости, будем миловать того, кто нуждается в благе. Ибо и Господь делает благо для тех, кто нуждается. Сделаем то, что мы желаем себе восприять. Делает нам Бог то, что мы сделаем.

(187) Вопрос. Но Бог не сказал: «Сотворим человека, который уподобится нам деланием добра», но что создаст его уже сейчас совершенным и целостным. Или одно Он сказал, а другое сделал?

 Ответ. Бог не передумывает. Но Он поместил в человеке некую искру любви к Нему, чтобы подражанием последовать Его пламенности; по–другому никак не могло быть, кроме как чтобы сразу созданный человек стал пребывать во благе. И тем, кто рождается, даруется соответствующим образом. Посмотрим, что ничего из сказанного не разрушает «по образу и по подобию», но только дает указания, исходя из истины. «И сказал Бог: сотворим человека по образу» и по подобию «Нашему». Бог знал будущее, как уже бывшее, и еще до сотворения знал наперед, что сбудется для каждого из всего. Как о Исаве и Иакове прежде их зачатия в материнской утробе, прежде чем они изошли из отцовских чресел, сказал через пророка Малахию: «Иакова Я возлюбил, Исава возненавидел». Так и о Иеремии говорит: «Прежде создания тебя Я знал тебя во чреве; и прежде чем ты изошел из ложесн, Я освятил тебя». Так и о Иуде Бог делает явным предание, еще когда не существовало и его родителей, когда говорит через божественного Давида: «Тот, кто ест хлеб Мой, поднял на Меня пяту». И о верховодящем апостоле Петре Бог сказал через божественного Давида: «И хвалящие Меня, Мною клялись». И действие всех людей совокупно: «Друзья Мои и родственники Мои напротив ко Мне приблизились и встали». Он еще тогда не вышел из чресел, не отвердел плотью, и ни в коем случае еще не было у Него ни родителя, ни деда. Но Он являет спасительный Свой Крест, как уже водруженный, и на нем Он пригвожден: «Прорыли руки мои и ноги Мои, и считали все кости Мои» — гвоздями в них Меня прибьют. Говоря кратко, много раз в Священном Писании мы слышали, что Бог говорит о будущем, как о уже настоящем. Или то, что минуло и сделано, преднарекается и обретает сбытие. Как сказал возвышенный Апостол: «Ибо их я проразумел и преднарек», — в согласии с образом Сына Своего, чтобы Он был первенцем во многой братии. Богу было известно бытие наших прадедов [от Адама], и падение от непослушания, и так как «будет», что в последние веки единственное чадо — Сын Божий — Сам станет человеком и явится ради страдающих людей, то вот это различение, которое было преднаречено, и являет, как я думаю, это «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию». Гораздо позже будет, что так будет, что от неискусобрачной Приснодевы Он без семени воплотится, ляжет в яслях скотов, возвращая людей от скотства. «Подобает Мне быть как он есть, и сотворить его как Я есть, поселиться в пещере, в темном и беспросветном его житии, чтобы Он поселился на небе. Я буду обвязан пеленами, чтобы разрешить человека от уз смерти. Возрасту в теле, чтобы он возрос в Божестве. Мне подобает креститься — и омыть оскверненного (прокаженного). Мне подобает пройти искушения и попрать врага, и покорить его, одолев. Я захочу есть за того, кто ест во зле, Я, Тот, Кто кормит все. Я буду жаждать за осужденного, Кто дает дождь, и во плоти пешком ходит по морю. Я буду добровольно связан — и разрешу того, кто связан невольно. Я буду в поругании и поношении, чтобы избавить от поношения мужей преступницу–жену. Создатель, Я буду оплеван в плотское лицо, чтобы сделать чистым лицо созданного. Я буду заушен за раба, Владыка Ангелов, чтобы освободить человека, порабощенного греху, — ибо заушением Господа освобождают рабов, ударением отпуская (прощая) их из рабства. Я буду увенчан тернием, Насадивший рай, чтобы искоренить терние у людей. Я вкушу желчи и буду напоен оцетом, да избавлю от горечи человеческую природу. Давший Израилю манну — взойду на холм и на Крест, пригвождаемый в теле, бесплотный, окружив Себя этим телом ради людей. Так иудеями схвачен Неохватный. Так умирает Бессмертный — смерть для смерти. Так Я хороним в аду — ради существующих. Так Я как бы камнем разбиваю ворота ада, доблестно выводя тех, кто в оковах. Как сказал Мой раб Давид: «Так на небо взойду, не нуждаясь в том, чтобы Меня поднимали», наполняя все, и сяду по правую руку бесплотного Отца, по подобию Его не имея образа». Так по ставшему образу и по подобию Он избрал стать в последние лета, преднарекая Собою будущее для сотворенного. Так что, думаю, ты уже понял, каков смысл «образа и подобия». И пусть умолкнет при этом твое выспрашивание о образе и подобии.

(188) Вопрос. И что же, тогда Троица воплотилась и вочеловечилась? Ибо Бог сказал не «Сотворю человека по образу и подобию Моему», но «Сотворим… Нашему».

 Ответ. Если мы будем настаивать на прочих словах, то во всех случаях само богословие (слова о Боге) нам искусно все покажет, говоря, что сказано «сотворил», а не «творили»; «Бог», а не «боги»; «человека по образу Божию», а не «богов». «Сотворим» знаменует три лица Божества, а само «сотворить» — соединение природы, света и действия: как мы понимаем из самого того, что мы сотворены. Когда сказано «и сотворил Бог человека», то сотворенность, содеянность природы выводит [перед нами] всех людей, и «мужа и жену сотворил», указывает лица. А в другом месте сказал Бог: «Истреблю человека с земли, которого Я сотворил», — хотя были уже многие тьмы людей, которые утонули при Ное. Подобно этому и другое потопление — всего войска Фараонова — воспевает святая песнь Марии: «Воспеваем Господа, ибо со славою Он прославился, коня и всадника повергнул в море», — множество коней называя в единственном числе, и полк воинов в песнопении именуя точно так же, который весь потонул в Чермной пучине вместе с несчастным их царем. А к Моисею Бог сказал: «Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова», — что можно сказать, что «Я один и тот же», и так указуется Святая Троица, что Три. Бог с высоты показывает три Своих ипостаси и лица. Одно «Я», а три «Бог» — возвещено. Но и во всем неизреченное и невыразимое явление Бога во плоти мужской от Приснодевы Марии: когда Бог пожелал, Сын воплотился и Дух содействовал — это было сделано, когда никого не было не участвующего, но союзным согласием всех; и тождеством единого Совета, Господства и Царствования, которое в Троице. И для Писания обычно разделять многие Божий действия на три. Действия Ветхого Завета возводятся к Отцу, действия Нового — к Сыну, в настоящем Божественно действуемое и устраиваемое — к Духу.

(189) Вопрос. Но Бог не сказал: «Сотворим человека по образу и по подобию, по которому желаю, чтобы он после был». Но настоящее уже являемо совершенным, когда говорится: «И сотворил Бог человека …по образу Божию сотворил Его» как сообщает Моисей.

 Ответ. Не хочется повторять, ибо в достаточности уже было сказано. Думаю, что образ вполне совершился приличествующим образом в Богоявлении к нам Слова. Об этом много раз свидетельствует сонм Пророков, за много лет до имеющего плоть жития Божия, которое будет после них. Это, как уже наступившее, проповедует возвышенный среди пророков Исайя, когда вопиет: «Отрок родился у нас, и нарицается имя Его Бог крепок», — хотя плоть Матери Его приснодевственной еще не изошла на бытие. Другой Пророк больше чем за пятьсот лет видел Сына как уже распятого и воскресшего из усыпальницы, когда вопрошал предстоя, Его: «Что это раны эти на руках Твоих?». Бог еще не был во плоти, а он, подтверждая слова, пророчествовал как уже о сбывшемся, когда говорил: «Эти раны, которыми был ранен в дому возлюбленного Израиля». И божественный песнопевец Давид за тысячу лет, как о наступившем или уже прошедшем, пел о восхождении Иисуса Христа во плоти на небеса: «Взошел вверх Бог при восклицаниях, Господь при гласе труб».

(190) Вопрос. Но как же ты тогда раньше опровергнул тех, кто описывает Божество во плоти или говорит о Нем, как о имеющем человеческий образ, а теперь сам известил, что Оно подобно нам?

 Ответ. Я сказал не «есть», но «будет». Соединившись с нашей душой и телом, Сам Бог Слово стал подобен нам. Он был с нами, что было и до этого; и был видим, что не было до этого. Когда Он сказал к хору апостольскому, разламывая хлеб: «Возьмите, ешьте от него все, это — Тело Мое», — Он не пострадал плотью, и когда сказал: «Пейте… это Кровь Моя», — не был проколот на Кресте копьем в ребра. Мы видим сегодня этот святой Хлеб на не допускающей скверны Требе во время святого и таинственного Служения, предлагаемый на пречистой Трапезе. Он не согласуется [внешне] со спасительным образом Бога Слова. Как и с размешанной кровью — преподносимая вместе с хлебом чаша вина. Не согласуется ни раздроблением членов, ни составом плоти, ни составом крови. Не невидимо и явным образом примешано к этому телу не имеющее образа Божество. Первое кроваво, одушевленно, жилисто, сочленено различными жилами, и объято кровотоками — в это тело Создатель Слово вплелся до волос и ногтей; и волосы на бороде я мыслю Христовыми, и ноги, и ногти, и кровь, и воду. Ко мне, ради моего, Бог [так] примешался. Это прямо, и действует прямо на члены. А второе — всевластно, без членов, не одушевлено, без крови, неподвижно, непостижимо, и невидимо в Божестве. Но мы имеем веру даже скорее, чем богословие, и [знаем], что не как подобное или как равное, но Божественным невидимым и явным образом — это существующее Божие Тело, которое освящается на святой Трапезе, и священники нераздельно его раздают всем; и его берут, а оно не скудеет. Как солнце не истощается, давая свет тем, кто нуждается. И море, выливаясь на осоленные берега, не делает сухими глубины. И огонь, занятый тысячами свечей, не гаснет, не потухает. Под гнетом он не оскудевает, и пламя рвется вверх […] Оглашаемые, осевшие в неучении, или скорее в погибели, отверглись Его. А не ведающие Закона язычники, не воспитанные в Законе, не оглашенные в нем, хорошо совершили Закон, став для себя законом. Своему Творцу они дивились, только исходя из сотворенного Им, и веровали, что Он — Бог.

(192) Вопрос. Если ты сказал выше, что совершением добродетели мы подобны Богу, и обещал сказать, каким образом человек живет по Божьи, то молим сперва рассказать нам: каков устав совершенный делания добра?