Сочинения

Одна женщина, по имени Стефанида, поражена была ракомъ, болезнью, противъ которой врачи оказались безсильны; жена обратилась съ молитвою къ Богу и св. мученикамъ и они исцелили ее не лекарствами невидимыми, но касаясь видимыми руками. Въ одинъ день, когда она стояла предъ гробницею мучениковъ и со слезами и воздыханіями молилась объ исцеленіи, вдругъ ракъ со всемъ его вредомъ отпалъ; многіе видели его по отпаденіи, ибо это было днемъ и многіе при этомъ молились. Этотъ ракъ былъ привешенъ вверху и многіе видели его и после [30]. Мы слышали это отъ нихъ и, уверенные въ истине, возвещаемъ.

Чудо 28.

Былъ некто Немезіонъ; онъ былъ крещенъ и считался христіаниномъ, но верилъ въ судьбу и занимался звездочетствомъ. Онъ наказанъ былъ лишеніемъ зренія по писанію: имиже кто согрешаетъ, сими и мучится (Прем. 11, 17). Самые лучшіе врачи не могли возвратить ему зренія; онъ оставилъ ихъ и ждалъ, что исцелитъ его судьба и онъ опять будетъ смотреть на теченіе звездъ; но и эта надежда не исполнялась; тогда онъ обратился къ мученикамъ Киру и Іоанну, думая, что чрезъ нихъ исполнится определеніе судьбы. Мученики не исполнили его желанія, наказуя его безуміе, но показали ему различіе между верою и неверіемъ.

Былъ беднякъ Фотинъ, который продавалъ овощи при храме трехъ святыхъ отроковъ. Онъ лишился зренія и прибегъ съ молитвою къ св. Киру и Іоанну. Явившись ему во сне, они сказали: «иди къ Немезіону; какъ только онъ положитъ руки на твои глаза, то немедленно получишь исцеленіе и увидишь светъ яснее прежняго». Но онъ боялся его, считая его высокомернымъ по его сану и гордымъ по богатству; когда же мученики явились ему дважды и трижды, повелевая сделать тоже, то онъ разсказалъ о явленіи ихъ некоторымъ въ храме; а эти пошли къ адвокату Киру, человеку благоразумному и христолюбивому, пребывавшему тогда въ храме святыхъ и разсказали ему о явленіи Фотину. Киръ и разсказалъ намъ [31] все это. Онъ пошелъ къ Немезіону и, объявивъ ему приказаніе святыхъ, убеждалъ исполнить его, хотя тотъ отказывался, называя себя грешнымъ и недостойнымъ для такого дела.

Пришедши къ гробнице святыхъ и много помолившись со слезами, Немезіонъ, коснувшись раки мощей ихъ, возложилъ руки на глаза Фотина и онъ прозрелъ и всехъ подвигъ къ прославленію, а Немезіона къ большимъ слезамъ, которыя оказались безполезными, ибо онъ не переменилъ своихъ мыслей. Фотинъ ушелъ, славя Бога, а Немезіонъ украсилъ мраморомъ часть стены близь гробницы святыхъ и изобразилъ на немъ Христа, Іоанна Крестителя, мученика Кира и себя при этомъ проповедующаго благодать.

Чудо 31.

Юноша феодоръ, после причастія св. таинъ, идя въ храмъ св. мучениковъ, не знаемъ почему, обиженъ ли кемъ былъ, въ сильномъ гневе, не только поносными словами, несчастный, оскорбилъ святыню, какъбы противъ сослужителя какого–то износя порицаніе, но и носомъ извергая воздухъ, издалъ такой громоподобный звукъ, что все бывшіе при этомъ вздрогнули. Известно, что язычники подобными носовыми звуками умилостивляли своихъ боговъ и кто изъ нихъ побеждалъ такими звуками другихъ, тотъ наиболее нравился демонамъ.

После такого гнуснаго поступка феодоръ, принимая пищу, лишился зренія; все бывшіе при этомъ пришли въ страхъ и стали молиться за себя и за него со слезами, умилостивляя Христа и мучениковъ. Мученики явились ему во сне и сказали: «кто тебя, несчастный, вынудилъ на такое гнусное дело? Его надобно и всегда воздерживаться, какъ языческаго и пріятнаго демонамъ, а темъ более после причастія св. таинъ, и вотъ если ты на третій день, когда экономъ пойдетъ съ кадиломъ и будетъ кадить храмъ, увидишь уголья въ кадиле и восходящій отъ него дымъ, то освободишься отъ наказанія и получишь зреніе, какъ и прежде, а если ничего не увидишь, то останешься навсегда слепымъ. Юноша после этого виденія много раскаявался и проливалъ токи слезъ, умоляя Бога и мучениковъ до указаннаго времени; молились за него и другіе въ храме. На третій день, когда Христофоръ кадилъ въ храме мучениковъ (онъ былъ экономомъ) и проходя мимо феодора достигъ до места крещальни, сей увиделъ ясно угли и восходящій отъ нихъ благоухающій дымъ и, испустивъ гласъ, славословящій Христа и мучениковъ, вдругъ всехъ подвигъ къ радости и страху, къ радости, потому что онъ дивно прозрелъ, къ страху, потому что въ этомъ виделось присутствіе самихъ мучениковъ и наказаніе ими всякаго преступленія. Когда все собрались посмотреть на феодора и сделался большой шумъ, Христофоръ изумился, не зная причины сего. Узнавъ же о великомъ чуде, со всеми другими и съ феодоромъ велегласно прославилъ Христа и святыхъ, возвеличивающихъ Христа чудесами. Мы же, бывшіе въ это время тутъ и видевшіе чудо, воздавъ хвалебныя песни сотворшимъ его, обратимся къ другому знаменію.

Чудо 36.

Въ Египте, въ городе Теннесе былъ мірянинъ феодоръ, принадлежавшій къ секте Юліана галикарнасскаго [32], а ныне по милости Божіей и просвещенію и изволенію мучениковъ служитъ иподіакономъ въ храме ихъ. Онъ въ юномъ возрасте подвергся страшной болезни подагре. Велики были мученія его; пальцы рукъ его походили на камни, а голени ногъ на глыбы земли. Не получивъ помощи отъ врачей, онъ прибегъ къ мученикамъ. Они являлись ему часто во сне и обещали выздоровленіе, дарованія, потребныя къ жизни, и возведеніе въ священную степень, если онъ присоединится къ православной Церкви; но онъ оставался непреклоннымъ. После того еще явившись во сне, они поставили его на кровле храма и заставили считать морскія волны; онъ началъ считать, но потомъ отказался. Мученики сказали: «какъ невозможно сосчитать волнъ морскихъ, такъ невозможно перечислить и токовъ твоей болезни. Въ другой разъ они явились въ виде грозныхъ судей и онъ далъ обещаніе присоединиться къ православной Церкви; но пробудившись, опять впалъ въ сомненіе. Размышляя о виденіи, онъ опять заснулъ и увиделъ мучениковъ въ образе діакона Юліана, который во то время служилъ въ храме ихъ; они предлагали ему принять св. тайны Христовы, но онъ вместо того просилъ пропустить его за решетку гробницы ихъ и взять елея отъ лампады, ибо многіе, которые не причащаются, поступаютъ такъ, принимая вместо святаго тела и крови Христовыхъ елей изъ горящей лампады святыхъ и, думаю, по неведенію, наносятъ оскорбленіе святыне (прибавляетъ Софроній). Сначала мученики не допускали его къ гробнице, а потомъ и допустили, но онъ нашелъ двери къ ней запертыми и не могъ взять елея отъ лампады и отошелъ печальный, но напутствуемый новыми убежденіями мучениковъ присоединиться къ православной Церкви.

Рано утромъ уже на яву пришелъ онъ къ гробнице мучениковъ и видитъ предъ нею Пасхазія, одержимаго злымъ духомъ. Увидевъ феодора, онъ, грозно взглянувъ и скрежеща зубами, громко сказалъ, говоря отъ лица святыхъ: «ступай скорее, просвети душу твою, иначе, клянусь живущею здесь силою, какъ пришелъ сюда одержимый лютою подагрою, такъ и уйдешь безъ исцеленія, и это мне сказать тебе приказываютъ мученики». Устрашенный этимъ и припомня убежденія и угрозы, бывшія ему во сне, онъ принялъ св. тайны и просветилъ ими свою душу. Но после причащенія, по действію вражескому, впалъ въ уныніе и, легши на постелю, скоро отъ печали заснулъ. Во сне явились ему мученики и утешили его. Спустя несколько дней онъ видитъ во сне представшихъ ему мучениковъ и повелевавшихъ следовать за ними. «Пришедши, говорилъ онъ, — къ одному, составляющему верхъ совершенства, храму, по виду страшному и величественному, а по высоте достигающему до самыхъ небесъ, и вошедши внутрь его, мы увидели величайшую и удивительную икону, на которой въ средине былъ изображенъ красками Христосъ [33], а Матерь Христова, Владычица наша Богородица и Приснодева Марія по левую сторону Его, по правую же Іоаннъ Креститель и Предтеча тогоже Спасителя, предвозвестившій Его своими взыграніями во чреве; тутъ же были изображены и некоторые изъ преславнаго лика апостоловъ и пророковъ и изъ сонма мучениковъ; въ томъ числе находились и эти мученики — Киръ и Іоаннъ. Они, стоя предъ Господомъ, молились Ему, преклонивъ колена и склонивъ головы на помостъ, и ходатайствовали объ исцеленіи юноши. Но Христосъ не отвечалъ имъ. Они снова стали молиться и опять не получили ответа; наконецъ въ третій разъ они молились долго и, лежа ницъ, восклицали только: «Господи, повели». Господь Христосъ, какъ поистине милостивый, сделалъ мановеніе и отъ иконы провещалъ: «дайте ему». Тогда мученики возстали отъ земли, принесли сперва благодареніе Христу Богу нашему за то, что Онъ услышалъ молитву ихъ, а потомъ съ радостію и восторгомъ говорятъ: «вотъ ради насъ Господь даровалъ тебе благодать. Итакъ иди въ Александрію, побудь тамъ постяся въ великомъ Петропиле, потомъ возьми немного въ пузырекъ масла изъ лампады, горящей предъ образомъ Спасителя, и опять, не вкушая пищи, приди сюда, помажь имъ ноги и получишь исцеленіе.

После этого виденія во сне, онъ пошелъ въ Александрію, взялъ елея изъ лампады, возвратился въ храмъ св. мучениковъ, здесь помазалъ имъ руки и ноги, и болезнь исчезла и онъ удостоился соверщеннаго исцеленія [34] и обещанныхъ ему дарованій, и за все это благодаря со тщаніемъ, служитъ мученикамъ.

Чудо 37.

Иподіаконъ феодосіевой и Северовой ереси Іоаннъ, происходившій изъ египетскаго города Кинó, потерялъ зреніе вследствіе бельмъ на глазахъ. Его привели къ Киру и Іоанну. Проведши здесь годъ, онъ удостоился благодати. Явились ему во сне мученики и, причастивъ тела и крови Христовыхъ, сказали: «вотъ ты, юноша, узналъ путь истинной жизни. Итакъ пріими здесь тайны Христовы». Пробудившись, онъ присоединился къ православной Церкви, принялъ св. тайны и бельма его исчезли, какъ будто ихъ не имелъ. Но вотъ отецъ его, діаконъ феодоръ, умеръ и къ нему пришли родственники и убедили его возвратиться домой, чтобы занять место отца. Забывъ заповедь мучениковъ, онъ пошелъ. Когда онъ былъ уже недалеко отъ города Кинó, являются мученики, наносятъ ему ударъ по лицу и онъ опять ослепъ. Раскаявшись, онъ возвратился къ мученикамъ и экономъ Христофоръ [35] поместилъ его въ томъ священномъ месте храма, где пребываютъ гости, такъ какъ въ храме все места заняты были больными. Спустя три дня Іоаннъ видитъ во сне діакона на амвоне, съ Евангеліемъ въ рукахъ, громко чтущаго изъ Матфея о томъ, какъ на вопросъ Іоанна Крестителя: Ты ли еси грядый, или иного чаемъ, Спаситель отвечалъ ученикамъ его: шедше возвестите Іоаннови, яже слышите и видите: слепіи прозираютъ и хроміи ходятъ, прокаженніи очищаются и глусіи слышатъ (Матф. 11, 4). При этихъ словахъ онъ пробудился и вотъ видитъ светъ восходящаго солнца и такимъ образомъ получилъ зреніе, но того совершеннаго исцеленія, какое имелъ сначала, не получилъ: на глазахъ его остался следъ его непризнательности, дабы и прочіе, видя это, пребывали твердыми.