1.43. Софронию.

Подначальный, предлагая братству и начальствующему не принимать больше ни одного брата, заслуживает более осмеяние и делается игралищем диавола. Ибо какой тебе вред от умножения братства, если в лице многих братий, как сказал Апостол, «упреумножися» (1 Тим. 1, 14) и возросла благодать Святого Духа?

1.68. Церковному ходатаю Фрументию.

Пловцы и кормчие употребляют все меры, чтобы переплыть море и войти в пристань. А ты и мореплавателей всегда превосходишь тем, что часто вдаешься в треволнения житейских дел, ходя по торжищам и судебным местам под предлогом попечения о церковных делах, а в действительности по ненасытной любостяжательности и ради несправедливого сбора.

1.80. Диакону Евгению.

При чтении Писания вдаешься ты в гордость и величаешься, надмеваясь своими умозрениями, вместо плодов услаждаясь тем, что собираешь одни листья и насмехаешься над не имеющими ведения. Но это в состоянии часто делать и лицедеи. Пожелай лучше благоугодными Богу делами убрать и украсить душу свою. Ибо сказано: горе книжникам и фарисеям (Матф.23), лицемерно присваивающим себе изучение блаженных словес: «глаголют бо» полезное, «и не творят» того (Матф.23, 3). Поэтому прежде сделай, а потом учи.

1.92. Диакону Вавиле.

Говоришь ты очень хорошо, а поступаешь крайне худо. Ибо, честною наружностью и честными речами обманывая легковерных и скрывая от них свою грубость, изобличен будешь людьми благоразумными, которые легко поймут тебя не из того, что говоришь и в чем притворяешься, но из того, что делаешь.

1.126. Монаху Александру.

Несообразное нечто, кажется мне, делаешь ты, с оскорблениями и в раздражительности принуждая некоторых приносить тебе плоды. Это называться будет не приношением, но насилием, срамотою, крайнею неблаговременностью, чем то более строгим, нежели общественные взыскания, и более тягостным, нежели поборы с народа. Но умоляю тебя положить конец сему неприличию и проводить лучше время в молитвах и в великом душевном безмолвии. Тогда Бог воздвигнет истинно достойных досточестной жизни, которые принесут тебе все потребное и будут просить, чтобы ты принял это. Ибо есть достойные того, чтобы делать приношения монахам, а есть и совершенно недостойные, далекие от изволения Господня.

1.137. Младшему комиту Амфилохию.

Не походит ли на прокаженного тот, кто говорит: «Предаюсь пока забавам юного возраста, а потом, впоследствии, в глубокой старости выращу цветы целомудрия, мужества и справедливости?» Ибо какой небесный Ангел обещал тебе, что ты достигнешь старости и что можешь не бояться в похотях, наслаждениях и тщеславии умереть злосчастно. Ибо, хотя возраст и юн, но жизнь быстро ветшает.

1.182. Иподиакону Мариану.

К чему так щедро утучняешь плоть свою, которая, еще немного, и станет пищею червей.