У святых в обычае благодарить Бога, повсюду являющего через них благоухание полезного душам ведения. А ты вместо благоухания «кадишь отребы» (Посл. Иер. 42), подобно тем женам, о которых упоминает Пророк Иеремия в послании своем к пленным в Вавилоне. Ибо чем отличается от дыма распространенный тобою слух, и возмутительный, и никому не полезный?

1.186. Архидиакону Левкадию.

Если, как ты говоришь, в начале бытия человеческого целая толпа душ по причине греха с высоты небес ниспала сюда и облечены они телами, то великому Моисею надлежало бы написать, что Бог сотворил из земли многие тела и вложил в них падшие души. Но теперь не так написано у Моисея. Передает же нам Писание, что одного только человека, Адама, создал Бог из земли и вдунул в него душу живую. «Сотворил же есть от единыя крове, — как говорит Апостол, весь язык человеч, жити по всему лицу земному» (Деян. 17, 36). «Ибо первый человек от земли перстен» (1 Кор. 15, 47), а не первые толпы десятков тысяч людей «от земли перстны», и «единем человеком», как сказано, а не множеством людей, «грех в мир вниде» (Рим. 5, 12).

1.187. Архидиакону Левкадию.

Никто, оскорбив Бога и подвергшись изгнанью, не благословляется. Адам же, созданный из земли, и Ева, из ребра его сотворенная помощницею, как не согрешившие еще, благословляются Богом расти, множиться и господствовать над целою вселенною (Быт. 1, 28). Посему как же ты говоришь, что Адам и жена его на небесах еще прежде согрешили?

1.195. Зодчему Трифону.

Слышал ты, как сказываешь, что грешный язычник сказал тебе: ничем от меня не отличаешься, хотя ты и христианин, потому что и ты грешник. Скажи же ему следующую притчу. У одного хозяина дома были два пса. И одного, который был бешеный и осмелился рвать платье у самого хозяина, повелел он гнать палками, а другого, который любит господина и с ласкою лижет всегда ноги у хозяина, держит он у себя, кормит и бережет.

1.196. Фортунату.

Скоро соблазняться свойственно не философу, а какой–либо мелкой душе. Ибо сказано: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс.118, 165).

1.206. Правителю дел Фирсу.

Бог, отвращаясь от софистов, строителей суетных речей, исполненных всякой лжи и заблуждения, спасительную и преславную Свою проповедь благочестия и правды поручил скинотворцам и рыбарям.

1.225. Знатному чиновнику Стратиону.

Тем мы отличаемся от неверных, что имеем иные суждения о вещах. Язычник смотрит на небо и чтит его, и дивится ему, потому что небо почитает богом. Язычник смотрит на землю и воды и поклоняется им, служить бесчувственному. Не так судим мы; да не будет сего! Но взираем на небо и дивимся Сотворившему его, ибо понимаем, что небо — не бог, но дело Божие. Взираю на тварь, и она приводит меня к Создателю всей твари. Видит язычник богатство и изумляется от удивления. Смотрю я на богатство и с презрением смеюсь над богатством. Смотрит он на нищету и, оцепенев, сетует. Смотрю я на нищету, скачу и радуюсь, истинным богатством признавая добродетель. Поэтому иначе смотрят на вещи христиане и иначе — несмысленные язычники.

1.230. Картону, последователю ереси валентиниан.