Многие из еретиков писали много сочинений, но не было от них пользы, потому что колосья их были «ветром истлены», как говорит Пророк, и рукоять «не имела силы, еже сотворити муку» (Ос. 8, 7). А если дивишься пишущим стихи, то следует тебе подивиться и злочестивому нововводителю Аполлинарию, который весьма многое уложил в размер и переделал в стихи, не щадил напрасных трудов, все время проводил в сочинении неразумных речей, опух и раздулся от бесполезных усилий над стихами, отек от помыслов, и, как сказал Давид, «язык его прейде по земли» (Пс.72, 9).

2.135. Софисту Евлампию.

Что выставляешь мне на вид эллинских мудрецов, которые отрастили густые бороды, одеты в плащи и сильно надмеваются, думая, что жезл и борода делают их почтенными? Уничиженный плотник Павел и Елладу, и варварские все страны обратил к Богу. А выставляемый вами и превозносимый Платон, когда в третий раз прибыл в Сицилию с высокопарными своими речами и с блистательным о себе мнением, не преодолел ни одного властителя, но так жалко окончил свое дело, что лишился и самой свободы. Но плотник не Сицилию только и Италию, а и целую вселенную прошел с проповедью благочестия.

2.145. Епископу Роману.

Несмысленных возглашений безрассудного и повредившегося в уме Новата, который осмеливается изгонять спасительное покаяние и под предлогом того, что грешнику нет надежды, небоязненно скапливает грехи, а равно и тех, которые говорит о себе, что они чистые, а на деле оказываются нечистыми и последующих ученью их отчаянием доводят до погибели, мы не примем. Напротив того — укорим и осмеем, как мудрствующих вопреки Апостольским правилам.

2.209. Схоластику Улпиану.

Охотно совершаешь ты непозволенные дела, но с недовольством принимаешь огорчения, постигающие тебя по Божью велению. Поэтому советую тебе: как не отказываешься делать худое, так не изволь отказываться и от того, что следует за лукавыми делами. Потому что и жалованье полагается, конечно, сообразно с дурным расположением сердца и с негодною службою.

2.242. Нотариусу Авлавию.

Кто поет на ухо глухому, тот поет напрасно. И кто говорит от Писания тебе, исполненному неразумия и при бодрствующем теле спящему, тот напрасно тратит слова.

2.253. Философу Афродисию.

Какая будет тебе польза от того, что не заботишься о добродетели деятельной, занимаешься же, как сам думаешь, любомудрием умственным и уверяешь, что знаешь меру солнца, значение звезд, величину неба, а нередко отваживаешься и богословствовать там, где и истина недоступна, и исследование опасно, а живешь хуже валяющихся в грязи свиней? Но если, укоряемый нами, и вознамеришься ты когда–либо приступить к деланию похвального, то и в сем случае вовсе не приобретешь для себя пользы, не соглашаясь ни познать Владыку всяческих, ни ожидать воздаяний по смерти.

2.268. Философу Энею.

Желая угодить губителям демонам, охотно приносишь им в жертву тельцов и на оскверненном жертвеннике закалываешь агнцев. А своей неразумной раздражительности, и непомерного гнева, и других неуместных и непозволительных порывов души заколоть не хочешь.

3.8. Схоластику Никотиху.