2.242. Нотариусу Авлавию.

Кто поет на ухо глухому, тот поет напрасно. И кто говорит от Писания тебе, исполненному неразумия и при бодрствующем теле спящему, тот напрасно тратит слова.

2.253. Философу Афродисию.

Какая будет тебе польза от того, что не заботишься о добродетели деятельной, занимаешься же, как сам думаешь, любомудрием умственным и уверяешь, что знаешь меру солнца, значение звезд, величину неба, а нередко отваживаешься и богословствовать там, где и истина недоступна, и исследование опасно, а живешь хуже валяющихся в грязи свиней? Но если, укоряемый нами, и вознамеришься ты когда–либо приступить к деланию похвального, то и в сем случае вовсе не приобретешь для себя пользы, не соглашаясь ни познать Владыку всяческих, ни ожидать воздаяний по смерти.

2.268. Философу Энею.

Желая угодить губителям демонам, охотно приносишь им в жертву тельцов и на оскверненном жертвеннике закалываешь агнцев. А своей неразумной раздражительности, и непомерного гнева, и других неуместных и непозволительных порывов души заколоть не хочешь.

3.8. Схоластику Никотиху.

Кто чего–то сильно желает и кто что неослабно любит, о том он и говорит непрестанно, побуждаемый ненасытным стремлением. Так и твоя суетность и твое самомнение, крестившись водою и потому отставь по видимости от еллинского сумасбродства, не озарив однако же, в себе прежнего злочестия Духом Святым молчит о Христовых заслугах и о преуспеяниях учеников Христовых. Но всегда в беседах своих изводит на среду несмысленных еллинских философов, их превозносит неумолкающим языком своим, их увенчивает нескладными похвалами, а христианских иереев осуждает, порицает, непрестанно чернит как невежд, хотя бы славны и знамениты были они по жизни. И когда за трапезою, или на площади, пожелает кто сказать слово о каком–нибудь еллинском произведении, ты хвалишь и приемлешь это; а когда заговорит кто о каком–либо христианском догмате, или тотчас осмеиваешь это, или говоришь, отворотив лицо, и принимаешь угрюмый вид. Впрочем, почти все, по некоему Божиему усмотрению, с омерзением отвращаются от тебя и от еллинских речей, а церковные поучения выслушивают охотно и с радостью. Ибо в изречениях досточтимых наставников, хотя и из простых, надеются найти для себя полезное. И, если вникнуть в них и будут их держаться, приобретут неукоризненный образ мыслей, тогда как, занимаясь еллинскими учениями, с неистовством предаются нечистоте и непотребству. Ибо выше всякой низости и отвратительности — глупые речи Филистиона, ко вреду слушающих, повторять и дома за столом, и всенародно на зрелищах, в чем и ты не стыдишься быть ревностным, а изречения Писания, которыми возводимся на небеса, погребать молчанием. Но не укрылся ты, чародей; ибо скажу, что суесловят о тебе несмысленные, которые думают, что какими–то чарами похищается луна, когда она краснеет, или затмевается, или уклоняется от своего чина, и единодушно в один голос кричат о том и мужчины, и женщины. Не укрылся ты, чародей! Не укрылся от нас, Никотих, хотя и думал укрыться, прибегнув к лицемерию и прикрывшись святым и драгоценным именем Христовым, не укрылся от нас в том, что ты совершенный и чистый язычник, образовавшийся по языческим суетным учениям.

Обличения иудеев

1.52. Зосарию трибуну.

«Всякая глава в болезнь, — говорит Исаия, — и всякое сердце в печаль: от ног даже до главы» (1, 5–6). И через несколько слов: «земля ваша пуста, страну вашу пред вами чуждии поядают» (7). И под словами «от ног» Пророк подразумевает подданных, а под словами «до главы» — правителей, исполненных всякого порока. «Всякая глава в болезнь», но и «нозе их», как сказал Пророк в другом месте, «на зло текут» (59, 7). Посему под болезнью разумей порочную жизнь, как Давид говорит о душе оскверненной: «зачат болезнь и роди беззаконие» (Пс. 7,15), потому что пороку обычно рождать беззаконие. Итак, поскольку за презорство и любовь к худому, по суду Божию, постигают нередко скорби и печали, призывающие грешников к исправлению, Пророк сказал: «всякое сердце в печаль». Так иудеи опечалены Богом, наказуемые и угнетаемые рукою человеческою.

1.53. Зосарию трибуну.

Если не за христоубийство опустошена вся иудея Римлянами и «чуждии» Евреям «поядают» страну сию и собирают плоды ее, то солгал Пророк, предвозвестивший это за тысячу лет (Ис.1, 7).