Поэтому тому, кто желает украситься в жизни множеством добродетелей, не надобно ни искать себе славы и свиданий со многими, ни пользоваться частыми выходами, ни укорять кого–либо, хотя бы укоряемые и были достойны того, ни вести долгие беседы, хотя бы и прекрасно было то, о чем идет речь, потому что неумеренная говорливость предает во власть демонам печали и гнева. Должно же быть занятым соблюдением святых заповедей и глубоким памятованием Господа славы Иисуса.

Ибо сказано: «храняй заповедь, не увесть глагола лукавна» (Еккл. 8, 5), то есть не обратится к словам лукавым и пустым. Потому что к чистоте приводит не только то, чтобы не делать худого, но и то, чтобы рачительностью о прекрасном всеми силами уничтожать худое. От привычки происходит обыкновенно навык, а навык обращается в природу; природу же трудно и неудобно извратить или переменить.

Однако возможно сие Богу. Потому что природа не противится Богу. Сказано: «аще будут греси ваши, яко багряное, яко снег убелю; аще же будут, яко червленое, яко волну убелю» (Ис. 1,18). Потому не должно отчаиваться. Ибо сильнее худой и предосудительной привычки Создавший нас Бог, как говорит Пророк, «творяяй вся и претворяли» (Амос. 5, 8). И хотя приобретешь порочный навык, войдешь в самое естество порока, не отчаивайся, но прибегни к покаянию — и спасешься. Посему–то Бог, взяв цвета неизглаждающиеся, но как бы обратившиеся в сущность окрашенных ими вещей, разумею цвет «багряный и червленный», чтобы внушить людям благую надежду, сказал, что и это приведет в противоположное состояние. Посему велика сила покаяния, если оно делает нас белыми, как снег, убеляет, как волну, хотя бы предшествовавший грех продолжительное время очернял и изменял душу негодными делами.

Ибо Господь кающимся в грехах своих говорит: обнажив сердца свои, станьте, как осужденные, и печали вашей присужу дерзновение, и пойдете увенчанными, как праведники, потому что «щедроты Мои на всех делех» Моих (Пс. 144, 9). Почему и говорим Богу: мы дела рук Твоих, Господи, не погуби «дел руку Твоею» (137, 8). Да и в книге Иова написано: «Господь поникша очима спасет» (Иов. 22, 29). И: «спасешися чистыма рукама твоима» (30), т. е. Господь спасет и грешника, поникшего в покаянии и великом смирении, как спасает и мытаря, который, не смея возвести очей, бьет себя в перси и говорит: «Боже милостив буди мне, грешнику» (Лук. 18, 13). Потому Господь и говорит таким грешникам: во глубине преклоните предо Мною души ваши, как осужденные, и приимете одни венцы с праведными. Так спасается поникший не за деятельную добродетель, не за совершенье Божественных дел, но по Божью человеколюбию, за сознание, с великим смиреньем и сокрушеньем, сердца, исповедующего собственные грехопадения. Так поникший очами спасается покаяньем и самым глубоким сокрушением.

Но ты спасайся «чистыма рукама», т. е. добродетелями и доблестными делами, потому что Писанье обычно руками именует добродетели. Спасайся, взывая к Богу: сохрани душу мою, Владыко Христе, да не окрадет меня диавол, уклонив от правды, не «уподоблюся нисходящим в ров» (Пс. 27, 1). А рвом Пророк называет ад и греховную тьму. Непрестанно умоляй Спасителя Христа, говоря: спаси, Владыка, меня, раба Твоего, уповающего на Тебя и не отчаивающегося сподобиться нетленных и вечных даров. Написано же: несть наша брань к крови и плоти, но «к началом и ко властем, ко духовом злобы» (Ефес. 6,12), — брань с собственным своим телом, с пламенеющими в нем различными видами сластолюбья, с сердечными страстями и с порождающимися от каких бы то ни было причин губительными помыслами. Поэтому, хотя пламенеют похоти и нечистые пожеланья сластолюбья, хотя возбуждаемая плоть скачет, хотя искушает нас всякое диавольское помышленье и злоухищренье, все победим верою, надеждою, терпением, бденьем, молитвою, псалмопением, чтением, смиренномудрием и другими подвигами, более же всего призыванием имени Иисуса Христа, Человеколюбивого Бога и Спасителя нашего.

Невозможно преодолеть нас враждебным демонам, если прежде не пренебрежем страхом Божьим по маловерию и не вознерадим о том, что заповедано нам Господом. Посему, хотя есть такие демоны, которые входят в тело человеческое, умаляют все силы телесного состава, во все почти члены влагают немощь и расслабленье, тогда как нет никакой болезни и никакого недуга, а сверх того, ввергают душу в великую безотрадность и холодность в образе мыслей, но мы, отгнав их от себя мужественным умом и трезвенным сердцем, с помощью молитвы прилепимся ко Всевидящему Богу, говоря: «изми мя от враг моих, Боже, и от возстающих на мя избави мя» (Пс. 58, 2), «устрой душу мою от злодейства их» (Пс. 34,17). Но как некогда Сампсону случилось по сластолюбью впасть в руки иноплеменников и потерпеть, что о нем написано, так, без сомненья, и ныне то же бывает с уловляемыми удою удовольствий — в отношении их душ.

Ибо как только человеческие помыслы по приражении лукавого демона последуют за ним, отступает от человека охраняющая душу благодать. Демоны же, взяв уловленного, искореняют в нем всякую целомудренную мысль, связывают его труднорасторжимыми узами усладительных щекотаний и срамного похотения и, введя в Газу порока (Суд. 16, 21), заставляют молоть для худой привычки и целые дни и ночи услуживать диаволу. Но если душа уловленного в греховные сети, придя в себя, сможет воздохнуть к Богу с сердечною болезнью, молитвою и прошением обнять невидимые стопы Владыки, то Господь, как Елисей о Соманитянине, скажет Ангелам: «оставите ю» (4 Цар 4, 27) прийти ко Мне и не гоните ее, хотя и не приобрела она никакой добродетели и никакого дерзновения предо Мною; но поскольку болезненно сердце ее, и неотступно припадает ко Мне со слезами и скорбью, то принимаю и спасаю ее. Нам же нужны и сила, и благодать Всемогущего и Всепремудрого Духа, которые и должны мы искать ревностно. Ибо в таком случае изнеможет лук сильных злобою демонов, поражающий нас сладострастными помыслами, как некиими огненными стрелами, а изнемогашие прежде и упавшие сердцем верные впоследствии весьма укрепятся силами на истребление сопротивных. И сие–то самое исполненная веры Самуилова матерь изрекла, пророчествуя: «лук сильных изнеможе, и немоществующии препоясашася силою» (1 Цар. 2, 4).

Не знает диавол, внутри ли, в сердце ли домовладыка Христос или нет Его там. Посему, когда видит враг, что ты гневаешься, или клянешься, или кричишь, или говоришь срамное и пустое, тогда уразумевает, что внутри души твоей нет Бога, охраняющего тебя, пекущегося о тебе и ограждающего и внутренность, и внешность мысленного дома твоего. И в таком случае лукавый, войдя уже как вор, так как в сердце твоем нет светильника, окрадывает душевный дом твой.

Однако не только люди грешные, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго нередко бывают оставлены, чтобы научились терпению и твердости и победили в себе гордыню. Ибо, имея в сокровенных уголках своих великие недуги надменности, кичливости, самомнения, часто, по невнимательности к себе, утаиваем их от многих людей и от себя самих. Но Великий Врач душ наших знает, какое попечение приложить о сокрытых недугах.

Поэтому не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь насылает на нас то, что полезно нам. Ибо и во врачебнице настоящего века много недужных и уязвленных, и не всем подходит одно врачевство и пригодна одна трапеза. Но для каждого предлагает врач особый способ лечения и особый образ жизни. Этот больной, говорит он, пусть чаще услаждается медом, а другой пусть поморщится от горечи полыни, иной же пусть отведает и невкусной чемерицы. И с каждым обходится и врачует его по–особому. Так и Бог о каждом из нас домостроительствует, как для кого полезно. У демона, этого виновника и вместе с тем живописателя порока, та цель, чтобы каждого человека ввергнуть в тяжкую и безутешную печаль, соделать его далеким от веры, от надежды, от любви Божией, то есть от главнейшего и важнейшего в благочестии пред Богом. А потому нередко и иных верных он доводит до того, что, вследствие скотского движения, в самом святом доме изливают семя, чтобы душу страждущего ввергнуть тем в безнадежность, уныние и совершенное отчаяние.

Посему, кто ополчается против сего демона и вступает с ним в противоборство, тот, приноравливаясь противостоять к коварной цели врага, действуя с терпением, великодушием, молитвою, неослабным постом, верою, надеждою и совершенною любовью к Богу, будет поражать и поборать сего скверного и нечистого демона и с помощью Господа нашего Иисуса Христа, несомненно, победит его. Да будут же употреблены в дело не только чтение Писаний, но и молитвы, и псалмы, и воздержанье, и бденье, и возлежание на голой земле, и безмолвие, и рукоделье. Сказано: «сии на колесницах и на конех», т. е. гневом, раздраженьем, тщеславием, завистью и другими страстями (сие называется конями и колесницами сопротивной силы) вооружаются на нас, «мы же во имя Господа Бога нашего призовем» (Пс. 19, 8). Потому что к отмщенью врагам достаточно для нас имени Иисуса Христа, Всевышнего Бога. Посему нужно нам много умолять Бога, чтобы не отпасть от добродетели.

О том же, что возможно из правды ниспасть в грех и из бесстрастного преобразоваться в страстного, взывает к Богу Пророк: «быхом, яко исперва, егда не владел еси нами, ниже бе нареченно имя Твое на нас» (Ис. 65, 19), и стали мы нечисты. Но возможно и по совершившемся падении снова покаяньем достигнуть первоначального бесстрастия и прежней силы. Ибо всякий, кто с покаянием и моленьем просит, в надлежащее время снова приимет силу свыше и бесстрастие. Вникни в пророчество: «востани, Иерусалиме, и облецыся в крепость мышцы твоея, востани, яко в начале дне» (Ис. 51, 9), потому что «отбеже» от тебя «болезнь», и «печаль», и «воздыхание» (11). А в худых обстоятельствах и малое добро велико. Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаянье. А о том, что снова восприимет нас Премилосердный Владыка и возвеселит любовью Своею, смотри, что говорит Он мысленному Иерусалиму, т. е. душе нашей: «положу тя в радость вечную, веселье родом родов» (Ис. 60, 15). Не сомневайся, думая о том, как это будет.

Ибо, когда угодно Богу превратить дело из худшего в лучшее, повеленью Божью уступает все сопротивное, так что без труда и легко возможет Господь пересоздать человечество, как остроганному и сухому жезлу Ааронову повелел принести плод быстрее, чем растения, укоренившиеся в земле. Если последние приносят плод по истечении многих лет и смен времен года, то жезл Ааронов в одну ночь произвел все: и листья, и цветы, и плод. Потому возможно огрубевшие и окаменевшие сердца человеческие, если вкусят они духовного ученья, превратить в тучную и плодоносную землю.

Посему не будем медлить, но отныне же всем сердцем обратимся к Богу. Ибо, если позаботимся о своем спасении, то окажем великое благодеянье не другому кому, но себе самим. Каждый из нас имеет естественную выгоду, если делает доброе. А если согрешим, то, без сомненья, пали мы с естественной высоты и соделались презренными, как брошенные на землю. Но если вознамеримся снова преклониться к добру, то, как очевидно, снова взойдем на свойственную и сродную нам высоту, если только будем разумны, благородны по разуму, покоримся словам Божиим, предадимся бегству от непостоянного и услаждающего ненадолго и трезвенно и рачительно поспешим ко благам постоянным, незыблемым и продолжающимся беспредельные веки.