2.121. Монаху Евлисию.

Множество учиненных нами вследствие нашей бесчувственности предосудительных дел часто влечет за собою худшее из всех зол — тщеславие и кичливость. А кто всегда украшен всеми добродетелями, тот соделает себя чуждым неразумного, глупого и пустого тщеславия и суетной кичливости.

2.234. Военачальнику Кандидиану.

Спрашивал ты у меня письмом, почему монахи, когда в мантии, вскидывают ее на левое плечо, обнажая весь левый бок, а миряне, когда носят плащи, оставляют для всех открытым правый бок тела? Поэтому слушай. Монахи повинуются Господу, Который сказал: что «творит десница твоя, да не увесть шуйца» (Матф. 6, 3). То есть добрые дела, какие постоянно делаешь, да будут скрыты от гибельного тщеславия и человекоугодия (ибо делание добра для этой цели подлинно есть шуйца). И потому монахи справедливо преуспеяния свои скрывают от людей, а недостатки свои имеют обычай объявлять при всех. Миряне же тщеславны, любят делать все напоказ, забывают о том, что возводит взор к Богу, подобно змеям, пресмыкаются около земного и временного, тысячи худых своих дел скрывают и выставляют на вид, что упражняются в какой–либо одной добродетели, например, в целомудрии, в подаянии милостыни, в посте. Почти для всякого человека добродетель эту делают явною, повсюду ее выказывая, величаясь ею, производя шум пузырями гордости и хвастливо о ней рассказывая и проповедуя, делу малому придавая величие, получая от людей бесполезную награду — ничтожные похвалы и славу, но лишаясь воздаяний небесных. И прекрасно о таковых сказано в Евангелии, что «восприемлют мзду свою» (Матф.6, 2), потому что получают ее здесь, напрасно превозносимые похвалами.

2.247. Епарху Вакху.

Не видишь ли, что у розы есть иглы? Поэтому не смущайся, узнавая, что за цветом и блеском мирской знаменитости следуют тысячи несчастий, опасностей, болезней, печалей и различных злоумышлений и внутри и вне. И чем более приближаешься к царским домам, тем больше ожидай переворотов и бурь. Потому что ближе к небу — ближе к грому, говорит народная пословица.

2.261. Пресвитеру Феодору.

Не оставайся в незнании Подателя чистоты, похвального дерзновения и небоязненности. Пока действует Господь, будешь охраняем и соблюдаем от злоумышлений и бурь и для всех покажешься страшным, славным, блистательным и ограждаемым Божественною благодатью, и, никого не страшась, устрашишь всех демонов и злых людей. Если же начнешь тщеславиться и гордиться, отступить от тебя Господь, не захочет помогать тебе. И тогда познаешь свою низость, трепеща и боясь даже собственной тени своей, впадая в страсти телесные и от всего робея и ночью, и днем. Ибо говорит Давид: «положил еси твердая его страх» (Пс.88, 41), потому что, как оставленный Богом, не смеет он уже пользоваться правом учить с дерзновением.

3.52. Колорвасию.

Кто не заботится о делании доблестных дел в подражание Христу, а домогается того, чтобы красиво выражаться, тот подобен человеку, предпочитающему каменный хлеб, которым не напитается, а скорее сокрушит свои зубы.

3.70. Диакону Таписку.

Ведение легко надмевает человека. Потому и Апостол говорит: «да не превозношуся», как превознеслись некоторые, «дадеся ми пакостник», который предостерегает меня, «да не превозношуся» (2 Кор. 12, 7).

3.71. Диакону Таписку.

Люди весьма ненавидят тех, которые у них домогаются себе славы. Посему славолюбивый подобен любодейной деве, которая, гоняясь за своими возлюбленными, за то более и бывает ими ненавидима, что неистово их любит.