ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО – ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Несмотря на то, что учение и практика харизматического движения входит в серьезное противоречие с богословскими положениями и духовным опытом Православной Церкви (подробнее мы коснемся этого вопроса в последней части работы), в настоящее время в мире существует несколько небольших харизматических общин, претендующих на название православных.

Прежде всего к ним относится «Православный центр обновления святого Симеона нового Богослова» в Дестине, штат Флорида, которым руководит клирик Греческой Православной Архиепископии (Константинопольского Патриархата) архимандрит Евсевий (Стефану). Архимандрита Евсевия неоднократно запрещали в священнослужении, но каждый раз ему удавалось добиться отмены запрета.

Свою первую православную харизматическую общину «Логос» Стефану организовал в 1968 году, а центр св. Симеона существует в его настоящем виде с 1989 года. Еще несколько «православных центров обновления» были организованы архимандритом Евсевием в Кении, а также в Греции, на Кипре и в Австралии459.

Говоря о необходимости обновления Церкви, Стефану определяет его как своего рода «духовный экуменизм», выражающийся в единстве всех христиан, переживших опыт крещения Святым Духом460.

Крещение Духом архимандрит Евсевий описывает в традиционных харизматических категориях, особенно подчеркивая важность глоссолалии.

«Как же дар языков может быть наименьшим из духовных даров, и, следовательно, не имеющим большого значения? Без всякого преувеличения я могу сказать, что он – важнейший из даров Святого Духа, настолько же важный, как само прославление Бога»461.

Как и лидеры католического харизматического движения, Евсевий Стефану настаивает на важной роли, которую играет в духовной жизни «возрожденного» верующего участие в Евхаристии.

В то время как неправославный характер деятельности «Центра св. Симеона» на первый взгляд не сразу заметен благодаря участию в ней клирика Греческой Православной Церкви, в США также существует «Харизматическая Православная Церковь» («ХПЦ»), возглавляемая самозванным «патриархом» Симеоном Джоном I (настоящее имя – Марк Керси). Родившийся в семье Свидетелей Иеговы, Симеон Джон позже стал евангелическим пастором, а затем, увлеченный харизматическими идеями, основал собственную общину, из которой и выросла ХПЦ462.

«Харизматическая Православная Церковь», центр которой также находится в штате Флорида, включает в себя около двадцати приходов (в основном, в Соединенных Штатах), и рассматривает себя в качестве моста между Православием и харизматическим миром463. При этом, как с сожалением отмечает «патриарх» Симеон Джон, «в настоящее время ХПЦ не состоит в общении с традиционными православными юрисдикциями»464. Однако он утверждает, что время от времени проповедует в православных приходах.

Из харизматических «православных» общин, находящихся на территории бывшего Советского Союза, можно назвать «Украинскую Реформаторскую Православную Церковь», организованную в Киеве бывшим православным священником Московского Патриархата (Рязанская епархия) Сергеем Журавлевым, в настоящее время называющим себя «патриархом». При чтении автобиографии Сергея Журавлева, размещенной в сети Интернет465, можно с достаточной ясностью представить себе духовную трагедию этого человека, получившего рукоположение без какой-либо серьезной богословской подготовки в 1991 году, в условиях катастрофической нехватки священнослужителей.

Как признается Журавлев, после рукоположения «власть и деньги чуть не вскружили мне голову. Как и других священников, меня пытались вербовать КэГэБэшники (это в 1991 году? – Ю. З.)». Соблазнов вокруг оказалось великое множество, и главным образом «деньги, деньги и еще раз деньги»466. «Спасло» Журавлева только то, что он «стал священником, будучи рожденным свыше человеком, в отличие от многих других молодых священников, которые в большинстве своем даже не открывали в жизни Библию»467.

Очень скоро Журавлев оставил священнические обязанности и основал свою собственную общину, которой руководит до сих пор.