Творения

58. Следует также иметь в виду, что имя «дух» обозначает и волю человека, и душевные расположения. Апостол, желая, чтобы девственница была свята не только делами, но и умом, т. е. не только телом, но и во внутренних движениях сердца, говорит: Да будет свята и телом и духом (1 Кор. 7:34), обозначая словом дух волю, а под телом разумея дела. Обратим внимание, не то же ли самое означает и написанное у Исаии: И уразумеют заблуждающии духом смысл (Ис. 29:24). Ибо по неправильному суждению принимающие за благо одно вместо другого получат разумение к тому, чтобы исправить свое заблуждение и избрать вместо преступного правое. Смотри, не то же ли самое значит и это: «одна сила духа вашего». Кроме же всего этого, слово дух в Священном Писании обозначает высшее и таинственное разумение Писания, как в следующем месте: Писмя убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6), где апостол под именем буквы разумеет простое буквальное историческое понимание, а под именем духа — священное и духовное. В этом смысле сказано и оное: Мы есмы обрезание, иже духом Богу служим, а не в плоти надеемся (Фил. 3:3). Ибо те, кто не буквою умерщвляют плоть, но духом обрезывают сердце, отсекая все излишнее в нем из плотских привязанностей родства и дружбы, те истинно обрезаны духом, в тайне иудеи, по истине же израильтяне, в них же лести несть. Они, перешедши тени и образы Ветхого Завета, как истинные поклонники, поклоняются Отцу духом и истиною: духом, ибо переступили за телесное и дольное; истиною, ибо, оставив образы и тени и внешнее, достигли самой истины и, как мы сказали, презирая дольную и телесную простоту буквы, достигли духовного ведения закона.

59. Вот что мимоходом, по силам ума нашего, отметили мы касательно слова «дух», надеясь в свое время, если Христос благоизволит, подробнее рассуждать о значении каждого наименования. Иногда духом называется и Господь наш Иисус Христос, т. е. Сын Божий, как, например, что мы приводили уже и выше: Господь же дух есть, а также называется духом и Бог Отец: Дух есть Бог (Ин. 4:24); называются духом не по общности только имени, но по единству природы и сущности. Иногда предметы различного свойства называются одним именем, и таковые называются омонимы, но предметы одного свойства, названия и природы, по принятому у диалектиков способу выражения, называются синонимы. Потому и слово дух, как и другие прилагаемые к Троице эпитеты, есть синоним, подобно тому как слова святой, благий и другие подобные, о которых упоминали мы несколько выше.

60. Далее, так как название духа в Писаниях часто относится к божественному, то мы должны остерегаться, как бы нам не преткнуться об это имя, но должны понимать его сообразно со смыслом различных мест. Так, со всяким тщанием и осторожностью исследуя слово дух, в каком смысле оно поставлено в том или другом месте, мы должны разрушать софизмы и хитрые умствования тех, кто уверяют, что Дух Святой есть тварь. Ибо, читая у пророка: Се Аз утверждаяй гром и созидай дух (Ам. 4:12), не понимая сложной речи этого места, думали, что этим словом обозначается Дух Святой, тогда как имя дух здесь означает ветер. Также слыша, что у пророка Захарии Господь сказал, что Он творит дух человека в нем, полагали, что и в этом месте говорится о Духе Святом, не замечая, что название духа означает здесь душу или дух человека (дух, который, как мы сказали, составляет третью составную часть человека). Итак, будем обращать внимание, в каком смысле то или другое сказано, чтобы как–нибудь по неведению не впасть в пропасть заблуждения. Ибо если в других предметах заблуждение, происходящее от тождества названий, приводит заблуждающегося в смущение и стыд, то неправомыслие в предметах высших и божественных ведет к вечному мучению и к аду, особенно если однажды погрешивший не захочет одуматься, но бесстыдно будет защищать свое заблуждение.

61. По обширности книги следовало бы и закончить речь, но против сказанного выше представляют возражение, которое прежде я опустил, чтобы оно не прерывало последовательности речи и чтобы среди благочестивого размышления не вносить нечестивого препирательства, — возражение, на которое я считаю необходимым ответить, предоставляя воле читателя судить о нем. Когда мы выше рассуждали о том, что душу или ум человека никакая тварь не может исполнять своим существом, кроме одной Троицы, так как от тварей душа исполняется только по влиянию, по обольщению воли или по возбуждению к добродетели, то возникло возражение, как бы опровергающее эту мысль, что и сотворенная природа, каков сатана, по свидетельству Писания, входит в некоторых и исполняет сердце их. Так тому, который, представив остальное, часть цены от проданного поля удержал себе, апостолом Петром сказано: Анание, почто исполни сатана сердце твое? (Деян. 5:3) И об Иуде Сам Спаситель говорит, что вошел в него сатана. На последнее ответим после, а теперь скажем касательно написанного: Почто исполни сатана сердце твое? Каким образом сатана исполняет ум или сердце чье–либо? Исполняет, не входя в него и в дух его и, так сказать, не вступая во внутренность сердца, ибо это возможно одной Троице; но, как некий хитрый, злой, лживый и коварный обольститель, он вносит в них или в душу человеческую злые наклонности, внушая помыслы и поползновения к порокам, которыми исполнен сам. Так, о волхве Елиме говорится, что он, злой и развращенный в самом существе своем, исполненный всякой лести и злобы, есть сын диавола, что отец его — сатана — это расположение его от привычки к порокам обратил в природу. Поэтому и апостол Павел, обличая и укоряя его, говорит: О, исполненне веяния льсти и всякия злобы сыне диаволь, враже всякия правды (Деян. 13:10). Ибо, принимая на себя различные виды и хитрости, он употреблял всяческие лживые обольщения и называется сыном диавола, потому что диавол исполнял все существо его ложью и нечестием и всякою злобою и настолько опутал и поработил его, что как будто сатана исполнил душу его и вселился в пего, сделав из него слугу и орудие для всех своих коварных козней.

62. А касательно второго представленного нами свидетельства, что в Иуду вошел сатана, нужно сказать следующее. Диавол, по некоторым наклонностям и признакам деятельности заметив, к каким порокам наиболее склонно сердце Иуды, узнал, что он доступен приманкам сребролюбия, и, открыв доступ к его страсти, внушил ему помысел, как получить обольстительные для него деньги, из–за корысти сделаться предателем учителя и Господа своего, променяв любовь на деньги и приняв от фарисеев и иудеев мзду за свое преступление. Этот помысел и дал сатане возможность, вошедши в сердце его, исполнить его нечестивейшим намерением. Следовательно, сатана вошел в него не по существу, а по действию, потому что входить в кого–либо может только природа несотворенная, которая приемлется многими, а диавол не есть восприемлем, по существу он есть не творец, а тварь, почему, как изменяемый, он пал из состояния святости и добродетели. Мы выше говорили, что восприемлемое, т. е. то, что воспринимается приобщением, есть нетленно и неизменно, а следовательно, и вечно, а то, что может изменяться, сотворено и имеет начало, и что нетленное и в отношении к прошедшему, и в отношении к будущему вечно. Таким образом, не сообщением природы или существа (как думают некоторые) диавол исполняет кого–либо или делается его обитателем, но в человеке, исполненном им, как бы живет своей лживостью, своими обольщениями и злобой. Этой лживостью он вошел и в старцев, которые в отношении к Сусанне изменили любовь на жестокость, вошел, исполнив душу их огнем страсти и поздней похотью старости. Ибо написано: Приидоша оба старцы полные беззаконного помышления (Дан. 13:28). Этими кознями исполнил он и весь народ иудейский, как о нем говорит пророк: Увы, язык грешный, людие исполнении грехов, семя лукавое, сынове беззакония (Ис. 1:4). Диавол и сыны его названы здесь лукавыми по причине порочности и полноты грехов. Если же диавол по сообщению природы не воспринимается и теми, которые в Писании называются его сынами (поскольку, как об этом мы много говорили, это невозможно для тварей), то и никто другой не может воспринимать диавола общением сущности его, а только восприятием его лукавой воли. Мы говорили, что и влияния и возбуждения не только к доброму, но и к дурному возможны и у тварей; входить же в самую природу и сущность другим возможно только Троице.

63. Достаточно, думаю, сказано на предложенное возражение.

Жалкие и достойные сожаления, не разумеющие того, что о бестелесном и невидимом нельзя рассуждать как о телесном и видимом! Быть братом или дядею, внуком или сыном — это имена телесные, слова слабости человеческой. Троицы же чужды все эти названия, и когда Она нисходит до некоторых из них, то Она нашими именами и несоответственными словами не выражает своей природы. Поэтому как святое Писание не говорит более о Троице, кроме того, что Бог есть Отец Спасителя и Сын рожден от Отца, то об этом только мы и должны рассуждать, и, так как доказано, что Дух Святой есть несотворен, разумевать из этого, что, не сотворенный по существу, Он есть истинно един Отцом и Сыном.

64. На этот раз по скудости слова нашего этого сказанного нами да будет достаточно в доказательство страха моего, что я дерзнул говорить о Духе Святом. Ибо, кто скажет хулу на Него, тому не отпустится не только в этом веке, но и в будущем, и никакого милосердия и прощения не будет дано тому, кто будет попирать Сына Божия и укорит Духа благодати Его, в Котором освящен. Это же должно разуметь и относительно Бога Отца. Ибо, кто скажет хулу на Него и соделает нечестиво, тот будет наказан без снисхождения, так как никто не будет предстательством за него пред Господом, по написанному: «А кто в Господа Бога согрешит, кто помолится за него?» Также, кто отречется и Сына перед людьми, от того отречется и Он пред Отцом и ангелами Его. Потому, если не дается никакого отпущения говорящим хулу на Троицу, то со всяким тщанием и осторожностью должно заботиться, чтобы не пасть при рассуждении о Ней даже в кратком небольшом слове. Тем более если кто захочет прочитать эту книгу, мы просим его очистить себя от всякого дела злого и нечистых помышлений, чтобы он мог просвещенным сердцем уразумевать сказанное и, исполненный святости и мудрости, простил нам, если исполнение оказалось ниже нашего намерения, чтобы он обращал внимание только на то, в каком духе сказано то или другое, а не на то, какими словами выражено. Ибо, как смело по совести мы усвояем себе дух благочестия, так искренне сознаемся, что далеки от подобающего совершенства речи, что не имеем ораторского изящества и красноречия, последовательности и связности в речи. Рассуждая на основании святых Писаний, мы старались благочестиво изъяснить написанное, но не отрицаем неискусства и недостатков нашего слова.

Слово противъ Арiя и Савеллiя [2]

1. Отрыгну сердце мое слово благо (Пс. 44:2), сейчасъ сказалъ псалмопевецъ. Сіе-то Слово благо последователи Арія и Ахилла, произнося нечестивейшія речи, дерзнули объявить созданіемъ и тварію, и многихъ увлекли въ свое заблужденіе. А савелліане, разсуждая противно симъ, пытаются уничтожить ѵпостась Сына, и полагая, что тотъ же единый Отецъ почтень двумя именами, называютъ Его сыно-отцемъ (ὑιοπατορα). И то и другое мненіе ставятся упомянутыми еретиками какъ бы две западни; а между ними идетъ средній узкій и тесный путь вводяй въ животъ (Матѳ. 7:14), по слову евангельскому. Многіе, уклоняясь отъ одной западни, делаются добычею другой; но ты, кажется, боясь впасть съ которую либо изъ нихъ, бежишь и отъ самаго пути истины, думая, что не должно заниматься разсужденіями о Боге. Смотри, чтобы, опасаясь заблужденій той и другой ереси, не подпасть наказанію за недостатокъ благочестія. Самъ Спаситель, ставъ во главе истиннаго пути, воскликнулъ говоря: Азъ есмь путь и истина (Іоан. 14:6); не уклоняйся ни на право, ни на лево, дабы не оказаться на которомъ либо изъ (ложныхъ) путей. И еще: Азъ есмь дверь овцамъ; не входяй Мною, но прелазяяй инуде, тать есть и разбойникъ (Іоан. 10:1, 7.), и сетію уловленный погибнетъ. Итакъ, склоняющіеся своею мыслію къ которому либо изъ сихъ заблужденій, да услышать, что Спаситель нашъ Іисусь Христосъ есть Сынъ Божій, и называется такъ по естеству, а не именуется только Сыномъ, въ несобственномъ смысле сего слова, каке мы, будучи тварію; что Онъ не имеетъ начала, но веченъ; почему по самой ѵпостаси Своей Онъ и въ безконечные веки будетъ царствовать съ Отцемъ.

2. Но, можетъ быть, кто нибудь скажетъ: все, что безначально, должно быть и нерожденно; какъ же возможно правильно назвать безначальнымъ Сына, самое имя Котораго указываетъ на начало? Ибо Сыномъ Онъ именуется потому, что рожденъ; а что рожденіе заключаетъ понятіе о начале, сего никто не отвергнетъ. Итакъ, если Онъ Сынъ, то для насъ ясно, что Онъ получилъ начало при рожденіи. А быть можетъ Онъ будетъ иметь и конецъ, скажетъ кто нибудь, разсуждая философски. И апостолъ говоритъ, что Онъ покорится Покоршему Ему всяческая, и предастъ царство Богу и Отцу (1 Кор. 15:28, 24 ); посему можно думать, что Онъ, какъ не существовавшій прежде рожденія, снова разрешится въ небытіе.

Взойди со мною въ твердыню веры, дабы не быть увлечену тебе обольщеніенъ такихъ разсужденій какъ бы сильнымъ порывомъ ветра, подобно тому какъ съ узкой и открытой дороги прахъ сметается ветромъ въ пропасти погибели. Если Отецъ всего не рожденъ и веченъ, премудръ и всемогущъ, а апостолъ, благовествуя веру въ Него, всемъ проповедуетъ, что Христосъ Божія сила и премудрость (1 Кор. 1:24): то какъ осмеливаются подчинять Его рожденіе времени и признавать не вечнымъ и не безначальнымъ? Ибо если рожденіе нашего Спасителя, по мненію некоторыхъ, во времени получило начало: то симъ лишается чести не только Сынъ, но и Отецъ, по слову Сына: ни Мене весте, ни Отца (Іоан. 8:19); иже не чтитъ Сына, не чтитъ Отца (Іоан. 5:23); одинъ лишается чести какъ не существующій прежде рожденія, а другой какъ не имеющій прежде бытія Сына ни силы, ни премудрости. Разсуждая же последовательно, они должны придти къ мысли, что Отецъ прежде рожденія Сына не былъ и Богомъ; ибо какой же Онъ Богъ, если не обладалъ силою и премудростію? Если же Священное Писаніе провещало намъ, что Онъ есть отъ века Богъ: то должно веровать, чго Онъ вечно имелъ у Себя Премудрость и Силу, то есть, Христа.

3. Помню, что я прежде обещалъ показать вамъ какъ бы въ зеркале, образъ отношеній между Отцемъ и Сыномъ; ибо чтó касается до самаго Божескаго естества, тó не подлежитъ человеческому слову. И самъ Богъ беседуетъ съ нами не по силе Своего величія, но соразмеряетъ гласъ Свой съ слухомъ человеческимъ такъ, чтобы мы способны были своимъ слухомъ принять Божественный гласъ. Свое нестерпимое и необъятное величіе Онъ соразмеряетъ со взорами человеческими, и будучи Богомъ, является человекомъ; ибо Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ (Флп. 2:7), дабы мы, люди, могли зреть Бога. Посему какъ мы веруемъ, что не будучи человекомъ, Онъ явился человекомъ, хотя по естеству былъ и есть Богъ, Свое необъятное величіе ограничившій теломъ, и въ Себе, какъ бы въ зеркале, явившій намъ все величіе Божества, дабы воспользовавшись имъ, какъ зрительнымъ стекломъ, мы узрели и Отца (ибо сый, по апостолу, образъ Бога невидимаго (Кол. 1:15) сказалъ: видевый Мене, виде Отца (Іоан. 14:9): такъ и посредствомъ того, что сказано въ Писаніи сообразно съ мерою нашего слуха (хотя сіе, по немощи слова, часто и не вполне соответствуетъ Божеству), мы соответственнымъ образомъ созерцаемъ Его мыслію. Ибо какъ ради нашего зренія Онъ явился Богомъ, плотію описуемымъ: такъ и ради нашего слуха возвещается Словомъ умаленнымъ по сравненію съ величіемъ Божества.

4. Итакъ на основаніи Писанія доказано, какъ сказали мы, что человеческое слово не объемлетъ Бога и Его свойствъ. Поелику же никакая часть речи недостаточна, чтобы объять вечность Сына: то Писаніе загадочно означаетъ совечность Сына съ Отцемъ при помощи предлога (прежде), говоря: прежде денницы родихъ Тя (Пс. 109:3); » еще: прежде всехъ холмовъ, и всякаго созданія раждаетъ мя (Прит. 8:25). Прилагая эту частицу, Писаніе указываетъ, что Онъ безначаленъ; ибо называя Его существующимъ прежде всего, и особенно, прежде векъ, оно обращаетъ нашу мысль къ вечности и безначальности. А какъ вечно совозседающій съ Отцемъ можетъ быть наименованъ Сыномъ и рожденнымъ, примеръ сего я укажу тебе въ солнечномъ луче, хотя при семъ слово и не коснется самаго естества. Отчего не сказать, что светъ родился отъ светила? Но какъ не прежде солнце, а потомъ лучь, но вместе съ бытіемъ или происхожденіемъ солнца есть и произошелъ лучь, и вместе съ существованіемъ светила сталъ существовать и светъ, и какъ раждающееся отъ светила является рожденнымъ не по некоторомъ времени, а вместе съ нимъ: такъ не прежде Богъ, а потомъ Его Премудрость, но вместе съ бытіемъ Бога всяческихъ, Который былъ всегда, всегда существовала и Премудрость, то есть, Христосъ, хотя премудрость по справедливости и именуется рожденною отъ Бога и порожденіемъ являющаго ее, Слова же: прежде всехъ холмовъ раждаетъ мя, несомненно указываютъ на Спасителя людей, рожденнаго Отцемъ. И выраженіе: днесь родихъ тя (Пс. 2:7) означаетъ прежде рожденнаго и вечно съ Нимъ сущаго: а вводя означеніе времени: днесь, Писаніе показываетъ, что, тогда какъ все проходитъ передъ Нимъ преемственно, Онъ рождается вечно, доколе будетъ именоваться это: днесь. А когда это: днесь прекратится вместе съ симъ міромъ, тогда Онъ уже не раждается, по навсегда всецело ставъ рожденнымъ, и возсевъ судіею и мздовоздателемъ живымъ и умершимъ, вечно будетъ царствовать съ Отцемъ.