The Works of the Ancient Ascetic Fathers
76. Будь, монаше, подражателем смиренномудрия [апостола] Павла, чтобы стать сонаследником [Царства Небесного в хоре] святых.
77. Подражай, монаше, мытарю, чтобы не быть осужденным вместе с фарисеем[916].
78. Избери, монаше, кротость Моисея[917], чтобы твердокаменное сердце свое превратить в спокойные воды озера. И после того, как обретешь ты опыт, что кротость является [великим] добром, сможешь сказать: на воде покойне воспита мя (Пс. 22, 2)[918].
79. Не являй себя, монаше, жестоким; помни, что ни один жестокий не пребывает в терпении [и кротости].
80. Не покидай [кроткого] Авеля, присоединясь к горделивому Каину, чтобы не разделить тебе участь последнего.
81. Познай, что смиренномудрие есть благо, и избери его, ибо оно возводит [человека] на небо[919].
82. Благая награда ожидает тебя, монаше, за твое смиренномудрие — Царство Небесное. Смотри, чтобы не лишиться тебе ее.
83. Молодой монах должен укрепляться в целомудрии, презирая тщеславие[920]. Монах, орошаемый целомудрием, есть любимое насаждение (Ис. 5, 7) у Бога.
84. Пост — узда монаха; обрывающий ее становится конем женонеистовым (Иер. 5, 8). Молодой [монах], не сдерживаемый этой уздой, [может] грешить до изнурения[921].
85. Монах, умывающий ноги святым (1 Тим. 5, 10), делает светлым сердце свое и будет обладать сокровищем небесным.
86. А монах, который, не делая различия, моет ноги также и грешным, привлекает на себя также благословение погибающих[922].
87. Закон[923] — источник жизни в руках монаха, подвизающегося в духовном делании.
88. Постоянно бодрствующий и молящийся монах превращает ночь в день.
89. Монах, терзающий свое сердце [сокрушением о грехах], проливает слезы [умиления] и призывает на себя милость небесную.
90. Божественный поток [воды живой] в устах монаха — псалом исповедания [грехов][924].
91. Живое древо — монах, бесстрастно [проводящий свою жизнь] на земле. Древо жизни на небесах — монах, избравший жизнь ангельскую на земле[925].
92. Псалмопение на устах монаха — острый меч против диавола.
93. Сухое дерево в руках Елисея заставило всплыть со дна [реки] железо [топора] (4 Цар. 6, 4–7); тело монаха, высушенное постом, вытаскивает душу из пучины [греховной][926].
94. Пост монаха иссушает каналы сладострастия.
95. Бдение монаха, делающееся острым благодаря молитве, есть меч против страстей.
96. Овощи, с любовью предлагаемые монахом страннику, лучше тука жертвы всесожжения[927].