The Works of the Ancient Ascetic Fathers
83. Молодой монах должен укрепляться в целомудрии, презирая тщеславие[920]. Монах, орошаемый целомудрием, есть любимое насаждение (Ис. 5, 7) у Бога.
84. Пост — узда монаха; обрывающий ее становится конем женонеистовым (Иер. 5, 8). Молодой [монах], не сдерживаемый этой уздой, [может] грешить до изнурения[921].
85. Монах, умывающий ноги святым (1 Тим. 5, 10), делает светлым сердце свое и будет обладать сокровищем небесным.
86. А монах, который, не делая различия, моет ноги также и грешным, привлекает на себя также благословение погибающих[922].
87. Закон[923] — источник жизни в руках монаха, подвизающегося в духовном делании.
88. Постоянно бодрствующий и молящийся монах превращает ночь в день.
89. Монах, терзающий свое сердце [сокрушением о грехах], проливает слезы [умиления] и призывает на себя милость небесную.
90. Божественный поток [воды живой] в устах монаха — псалом исповедания [грехов][924].
91. Живое древо — монах, бесстрастно [проводящий свою жизнь] на земле. Древо жизни на небесах — монах, избравший жизнь ангельскую на земле[925].
92. Псалмопение на устах монаха — острый меч против диавола.
93. Сухое дерево в руках Елисея заставило всплыть со дна [реки] железо [топора] (4 Цар. 6, 4–7); тело монаха, высушенное постом, вытаскивает душу из пучины [греховной][926].
94. Пост монаха иссушает каналы сладострастия.
95. Бдение монаха, делающееся острым благодаря молитве, есть меч против страстей.
96. Овощи, с любовью предлагаемые монахом страннику, лучше тука жертвы всесожжения[927].
97. Мзда и дарове ослепляют очи премудрых (Сир. 20, 29); кто приемлет их, чтобы поступить несправедливо, тот не является истинным подвижником[928].
98. Предел поста монаха — отшествие из жизни сей. Поэтому не оставляй поста, [монаше,] до кончины своей.
99. Нет пределов и молитве монаха: добре славить Бога во всякое время[929].
100. Подвижник, бранящий монахов, лишается чести у Бога и презирается людьми.
101. Монах, который во время гнева не властвует над собственным языком, не может быть владыкой и над страстями своими[930].
102. Монах, распаленный гневом, [не только] губит душу свою, но и поражает острыми стрелами ближних своих.
103. Горе тому монаху, который оправдывает себя перед людьми; отвратительным становится он пред [лицем] Божиим.