The Works of the Ancient Ascetic Fathers
41. Добрый нрав монаха порождает братолюбие и изгоняет [из среды братий] всякие споры.
42. Монах, соединенный с Господом, не должен предавать себя диаволу, чтобы не быть посрамленным пред Брачным Чертогом.
43. Непобедимый щит монаха — ангельская песнь на устах его; но [и эта] песнь, любимая им сверх меры, является смертью для него[897].
44. Сокровище монаха — добровольная нестяжательность; божественнейшим будет тот монах, который избрал ее[898].
45. Собирай себе, монаше, сокровище на небе (Мф. 6, 20); там — бесконечные века твоего отдохновения[899].
46. Созерцание монаха должно быть устремленным к Священным Писаниям, а благоволение его — ко Господу[900].
47. Дверь монаха не должна запираться на железные запоры[901].
48. Не на телесное здравие следует уповать монаху.
49. Дивен лик монаха, когда он просветлен воздержанием.
50. Душа монаха исцеляется молитвой, а благодаря милостыне познается [здравие] ее.
51. Монах, веселый видом, — отдохновение для подвижников, и [лицезрение] его очищает [душу их] от лукавых помыслов[902].
52. Пусть образцом для тебя, монаше, служит Иоанн [Креститель], носящий одежду из верблюжьего волоса (Мк. 1, 6)[903], а [пророк] Илия, облаченный в милоть, пусть возведет тебя на небо.
53. Пусть [апостол] Иаков дланью своей поддерживает тебя, научая терпению в случившихся с тобою искушениях (Иак. 1, 2).
54. А [апостол] Иоанн пусть ведет тебя к безначальному Слову[904].
55. Воздух радости, обвевающий чело монаха, веселит [сердце] многих братий; монах же дерзкий разгоняет братий, собравшихся вместе.
56. Равенство между братиями искореняет [грех] гордыни и насаждает смиренномудрие.
57. Равноангельским будет тот монах, который презирает [насыщение] чрева своего и не любит пьянства[905].
58. Когда монах блюдет свое девство незапятнанным, душа его [озаряется] невыразимой красотой, а когда оно оскверняется, то лицо его делается отвратительным.
59. Великой пагубой становится монах, сожительствующий с «духовной сестрой»[906]; подобен он огню, занесенному в солому.
60. Монах, обманувший мир, становится собеседником Христовым[907]. Монах же, запутавшийся в делах мирских, не может угодить Христу, набирающему воинство [Свое][908].
61. Несребролюбивый монах — надежнейший глашатай Царства Небесного. Монах же, одержимый злой страстью сребролюбия, обретет бесславную гибель.