The Works of the Ancient Ascetic Fathers
48. Не на телесное здравие следует уповать монаху.
49. Дивен лик монаха, когда он просветлен воздержанием.
50. Душа монаха исцеляется молитвой, а благодаря милостыне познается [здравие] ее.
51. Монах, веселый видом, — отдохновение для подвижников, и [лицезрение] его очищает [душу их] от лукавых помыслов[902].
52. Пусть образцом для тебя, монаше, служит Иоанн [Креститель], носящий одежду из верблюжьего волоса (Мк. 1, 6)[903], а [пророк] Илия, облаченный в милоть, пусть возведет тебя на небо.
53. Пусть [апостол] Иаков дланью своей поддерживает тебя, научая терпению в случившихся с тобою искушениях (Иак. 1, 2).
54. А [апостол] Иоанн пусть ведет тебя к безначальному Слову[904].
55. Воздух радости, обвевающий чело монаха, веселит [сердце] многих братий; монах же дерзкий разгоняет братий, собравшихся вместе.
56. Равенство между братиями искореняет [грех] гордыни и насаждает смиренномудрие.
57. Равноангельским будет тот монах, который презирает [насыщение] чрева своего и не любит пьянства[905].
58. Когда монах блюдет свое девство незапятнанным, душа его [озаряется] невыразимой красотой, а когда оно оскверняется, то лицо его делается отвратительным.
59. Великой пагубой становится монах, сожительствующий с «духовной сестрой»[906]; подобен он огню, занесенному в солому.
60. Монах, обманувший мир, становится собеседником Христовым[907]. Монах же, запутавшийся в делах мирских, не может угодить Христу, набирающему воинство [Свое][908].
61. Несребролюбивый монах — надежнейший глашатай Царства Небесного. Монах же, одержимый злой страстью сребролюбия, обретет бесславную гибель.
62. Украшением юного монаха является целомудрие и девство неоскверненное[909].
63. Сокровище монаха — послушание; монах, стяжавший его, будет услышан [Богом].
64. Порок не должен поселяться в сердце монаха[910].
65. Монах обязан произносить [только такие] слова, которые [присущи] благим [мужам], и на устах его [всегда] должны быть глаголы Всевышнего.
66. Пусть монах примет на себя добровольный голод, чтобы смирить земное тело свое и возвести горе душу — жительницу Града Небесного[911].
67. Монах всегда должен произносить [лишь] слово истины, а слово лжи должно быть изгнано с уст его.
68. Если монах услышит слово жесткое, то ему не следует дерзить [в ответ], но он должен подчиниться, чтобы отвратить вспышку гнева. В награду он получит мир и назовется сыном Всевышнего, поскольку [уже] стал сыном Мира[912].