Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения

По прошествіи же от житіа сего что бываеть? Положи мысль тверде въ глаголемое: чимь ползова мир дръжащихся его? Аще кои и славы, и чьсти, и богатство имешя, не вся ли сіа ни въ /л.ізгов./ что же бышя, и яко сень мимоидошя, и яко дым изчезошя? И мнози от сих, съобра- щающеся въ вещех мира сего и любяще пошествіе его, въ время юно- сті[370], благоденьства своего смертію пожати быша: яко цветци селніи, процветше, отпадошя и, нехотяще, отведени бышя отсюду.

Послание великого старца брату, вопросившему его о помыслах

Похвальное желание движет тобой, о возлюбленный, — услышать слово Божие стараешься для утверждения себя, для сохранения от зол и поучения в благом. Но подобало бы тебе, господин, это от хорошо разумеющих узнавать. Ты же требуешь этого от меня, неразумного и грешника. А я и как ученик непригоден, оттого и отказывался и откладывал так долго, — не потому что не хотел послужить хорошему твоему пожеланию, но из‑за неразумия и грехов моих. Ибо что я скажу, не сделав сам ничего хорошего! Какой разум у грешника? Только грехи. Но поскольку многократно ты понуждал меня к этому, — чтобы я написал тебе слово для созидания добродетели, то я и дерзнул написать тебе это, превышающее меру мою, не смогши пренебречь твоей просьбой, чтобы ты более не оскорбился.

Вопрос же твой — о приходящих мыслях прежних, из мирской жизни. И это ты и сам по опыту знаешь, сколько скорбей и разврата в мире этом мимоходящем, и сколько лютых бед причиняет он любящим его, и как насмехается, отходя от рабствовавших ему, сладким являясь им, когда ласкает их чувства, горьким оказываясь впоследствии. Ведь поскольку мнят они блага его множащимися, когда удерживаются им, постольку растут скорби у них. И ведь мнящиеся его блага по видимости суть блага, внутри же наполнены многим злом. Поэтому тем, кто имеет разум поистине благой, он ясно показывает себя, — да не возлюблен будет ими.

А ког- бываху в мире семь, не поразумеша злосмрадіа его, но тщахуся въ украшеніе и покой телесный, изъобретающе разумы, прикладныя въ прибыткы мира сего, и въ ученіих прохождаху, яже венчевают[371] тело въ веце сем преходящем. И аще сіа вся /л. ш/ получишя, а о будущем и некончаемом блаженьстве не попекошася, что непщевати о таковых? Точію сих миръ безумнейши не имат, якоже рече некый премудрый святый.

Неціи же от сих благоговейнейшя бышя, и съобращаху умъ свой въ помышленіих желаніа спасеніа души, и имяху бореніа къ страстем, и образы добродетелей по–възможному творяху, хотяще разрешити- ся и отступити мира сего, но не могошя оттръгнутися от сетей его и избежати коварствъ его.

Тебе же, възлюбивь, Богъ и изят[372] от мира сего, и[373] поставилъ[374] въ чину слу/л. іззоб./жбы Своеа милостію и строеніем Своимь. Того ради длъжен еси попремногу благодарити милость Его и творити вся, елико по силе, къ благоугожденію Его и къ спасенію душа своеа, задняа мирская забываа яко непотребна, къ предним же добродетелным[375] простираася яко животу вечному ходатайствена[376]. Радуйся, гряди на почесть вышняго званіа, иже въ небеснем отечьстве подвизавшимся щадимаа.

А еже реклъ ми еси о помыслехь нечистыхъ, иже от врага душь нашихь приносимых, о сихъ /л ш/ не зело поглощайся скорбію, ни ужасайся, понеже не точію намь немощным и страстным от сихь стуженіе бываеть, глаголють отцы, но и сущимь въ преспеаніи, и въ житіи достохвалнемь пребывающимь, и благодати духовней отчасти сподобльшимся. И симь ратованіе бываеть много от таковыхь помыслъ, и в подвизе велице[377] обретаются, и благодатію Божіею едва отгоня- ють сихь, тъщащеся всегда на отсеченіе сихъ.

И ты, симь утешаася, потщателно отсецай лукавыя помыслы. Имей же на сих всегда/л. ш^./шную победу — молитву, Господа Ісуса при- зываа. Сим бо призываніемь отгоними, бежаще, отидут. Якоже рече Іоанъ Лествичный: «Ісусовымъ именемь бій ратникы, крепчайши бо да пребывали в мире сем, не уразумели они зловония его, но заботились об украшении и покое телес, изобретая способы, пригодные для получения прибылей в мире сем, и проходили обучение тому, что венчает тело в веке сем преходящем. И если это все они получили, а о будущем и нескончаемом блаженстве не позаботились, то что надо думать о таковых? Только, что безумнее их в мире нет, как сказал некий премудрый святой.

Некие же из них были благоговейнейшими людьми, и занимали ум свой мыслями о желанном спасении души, и вели борьбу со страстями, и приличествующее добродетелям по возможности совершали, желая отрешиться и отступить от мира сего, но не смогли вырваться из его сетей и избежать коварств его. Тебя же, возлюбив, Бог и изъял из мира сего, и поставил в чин службы Своей, по милости и по замыслу Своему. За это ты должен много благодарить милость Его и делать все, что в силах, для благого угождения Ему и для спасения души своей, прошлое мирское забывая как ненужное, вперед к добродетелям устремляясь как о вечной жизни ходатаям. Радуйся, иди к почести высшего звания, в небесном отечестве для подвизавшихся уготованной.

А что ты мне сказал о помыслах нечистых, врагом душ наших приносимых, из‑за них не очень поддавайся скорби, не пугайся, потому что не только у нас, немощных и подверженных страстям, бывает от них досада, говорят отцы, но и у достигших преуспеяния, и в досто- хвальном житии пребывающих, и благодати духовной отчасти сподобившихся. И у них борьбы бывает много с таковыми помыслами, и в подвиге великом они оказываются, и благодатью Божией едва отгоняют их, стараясь всегда отсекать их.

И ты, этим утешаясь, старательно отсекай лукавые помыслы. Используй против них всегдашнюю победительницу — молитву, Господа Иисуса призывая. Ибо этим призыванием отгоняемые, бегом они отойдут. Как сказал Иоанн Лествичник:[378] «Иисусовым именем бей рат сего оружіа несть». Аще ли же зелне укрепятся на тя[379] ратующей тя, тогда, въставь и на небо очи и руце възвед, рци усердне съ смире- ніемь[380]: «Помилуй мя, Господи, яко немощенъ есмь»; «“Ты, Господи, силенъ еси”, и Твой есть подвиг; Ты ратуй о нас и победи, Господи». И, аще сице творя будеши неленостно, всяко искусомь научишися, яко Вы/л. ш/шняго силою сіа побеждаются.

Твори же что–любо и рукоделіе, и сим бо лукавыя помыслы отгоняются. И се есть преданіе аггельско некому от великых святыхь. И изъу- чай что от Пісаніа изъ усть, въ томь ум полагаа: и сіа възбраняютъ къ намь вход нашествіа бесовъскаго. И то есть изъобретеніе святыхь отець.

Съхраняй же ся от беседъ, и слышаніа, и зреній неподобных, иже въздвижут страсти и укрепляють нечистыя помыслы, и Богъ поможет ти.