ТЕКСТ

Слуга Христов Беда приветствует любимейшего и преподобнейшего епископа Эгберта [1164].

В прошлом году, когда я несколько дней провел в твоем монастыре [1165] ради благ познания, ты, как мне помнится, выражал желание побеседовать со мной об интересующих нас обоих научных вопросах. Если бы Божьей волей мне было позволено осуществить это, не было бы надобности посылать тебе это письмо, ибо в устной беседе я бы легче мог разъяснить то, что хочу или считаю необходимым. Однако поскольку состояние моего здоровья, как тебе ведомо, препятствует этому, я постараюсь, как велят любовь и братское рвение, изложить в письме то, чего не могу высказать в беседе. Прошу тебя ради Бога не счесть мои слова горделивыми и высокомерными, но принять их за выражение смиренного обязательства, каковыми они и являются.

Во–первых, возлюбленный предстоятель во Христе, прошу тебя крепить благими деяниями и мудрым учением то священное достоинство, которое великодушно доверил тебе Господь, дающий власть и благодать духа. Ибо один дар неполон без второго, если ведущий благую жизнь пренебрегает долгом поучения или если учащий истине предстоятель избегает творения добрых дел. Но тот, кто сочетает в себе то и другое, уподобляется слуге, ждущему пришествия своего Господа и чающему скоро услышать слова: ”Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего [1166]”. Если же попущением Бога получивший епископское достоинство не стремится добродетельной жизнью оградить себя от злых деяний или же исправлять и наставлять вверенный ему народ, то с ним случится то, что сказано в Евангелии о рабе недостойном: ”Выбросьте его во тьму внешнюю, где будет плач и скрежет зубов [1167]”.

Прежде всего я хотел бы побудить тебя, святейший отец, беречь свое епископское достоинство от праздных разговоров, оскорбительных замечаний и прочих проявлений несдержанности языка и подчинить душу твою и речь Слову Божьему и размышлению о писаниях, обратив особенное внимание на послания апостола Павла Тимофею и Титу и на слова блаженного папы Григория, сказанные им в книге о пастырском долге и в евангельских гомилиях [1168]. Тогда твоя речь всегда будет приправлена солью мудрости и воссияет, возвысившись над обычным разговором и став тем самым более достойной Божьего внимания. Ибо если святые алтарные сосуды оскверняются, когда их используют для мирских целей и низменных нужд, то так же оскверняется и человек, призванный совершать Господни таинства у алтаря, когда он сначала служит Богу свершением таинств, а после, покинув храм, говорит о праздном и неподобном или же творит злые дела теми же устами и руками, которыми до того творил святые таинства.

Чтобы хранить чистоту в словах и делах, те, кто служит Христовой вере с истинным рвением и занимаются священными науками, должны помогать друг другу. Если вдруг язык мой начнет говорить нечистое или в душу вползут злые помыслы, помощь верных товарищей может помочь мне избежать падения. Для всех слуг Божьих весьма полезно хранить себя таким образом, и много полезнее это для служителей церкви, которые не только заботятся о собственном спасении, но и пекутся о спасении церкви, вверенной их заботе. Об этом сказано: ”Кроме посторонних дел, ежедневно лежит на мне забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? [1169]”

Говорю так не потому, что ты считаешь иначе, но потому, что по слухам иные епископы служат Христу таким образом, что нет рядом с ними мужей религиозных и воздержанных, но лишь те, кто отдается смеху, забавам, суетным разговорам, объедению, пьянству и прочим увеселениям праздной жизни. Вседневно питают они утробу жирной пищей вместо того, чтобы питать душу свою небесными жертвами. Если ты встретишь где–либо таких людей, я хочу, чтобы ты исправлял их святой своей властью и побуждал иметь днем и ночью таких товарищей, которые приносили бы благо людям угодными Богу делами и должными поучениями; только так смогут они помогать духовному труду предстоятелей. Почитай Деяния апостолов и увидишь, по словам блаженного Луки, каких спутников выбирали Павел и Варнава и какими делами занимались они в пути. Являясь в любой город или синагогу, прежде всего они заботились о проповеди слова Божьего и о распространении веры [1170]. Хочу, чтобы и ты, любимейший господин [1171], делал то же везде, где только сможешь. Для этого ты и избран Богом и принял посвящение, чтобы проповедовать евангельское Слово с великой славой, которую даровал тебе Царь всех добродетелей, Господь наш Иисус Христос. Ты достигнешь этого, если везде, куда бы ты ни прибыл, ты будешь собирать жителей и являть им слова поучения и пример благой жизни–твоей и твоих спутников; и так ты предстанешь перед ними как бы вождем небесного воинства.

Что касается проповедования народу, то в этом послании я настоятельнее, чем прежде, рекомендую: сделай так, чтобы все, кто подвластен тебе, глубоко усвоили католическую веру в том виде, как она содержится в апостольском Символе веры и в Господней молитве, которые можно прочесть в евангелиях. Все, кто путем постоянного чтения уже научился латыни, наверняка изучили эти тексты; что до неученых, знающих только родной свой язык, то пусть они выучат эти тексты на родном языке и постоянно поют их. Это следует делать не только тем, кто ведет еще жизнь мирян, но и тем клирикам и монахам, которые уже изучили латынь. Благодаря этому все сообщество верующих научится преисполниться веры и с ее помощью охранять и оборонять себя от нападений нечистых духов; благодаря этому и весь хор хвалящих Бога узнает о том, что особенно угодно Его милости. По этой причине я не раз переводил Символ веры и Господню молитву на язык англов для неученых священников. Святой епископ Амвросий, говоря о вере, советует верующим каждое утро петь слова Символа веры; так они укрепляют себя духовным противоядием против дьявольской отравы, злостно вливаемой днем и ночью. К тому же обычай постоянных молитв и коленопреклонений учит нас чаще произносить Господню молитву [1172].

Если в наставлении и окормлении Христовой паствы пастырской твоей властью ты достигнешь желаемого, никто не может сказать, сколь великим небесным воздаянием наградит тебя в будущем Пастырь всех пастырей. В сравнении с редкими примерами исполнения этой святой задачи епископами нашего народа, ты будешь награжден превыше прочих по редким твоим достоинствам. Поэтому приободрись и воспламенись небесными благостью и заботой, чтобы постоянным повторением Символа веры и Господней молитвы привести народ Божий к цели понимания и любви, надежды и веры и достичь того, о чем ты печешься. Если же, напротив, ты будешь исполнять вверенное тебе дело небрежно, то получишь будущую свою долю наравне с тем нерадивым и ленивым рабом, что закопал свой талант [1173], особенно если предпочтешь получать преходящие дары от тех, кому не сможешь отплатить даром духовного блага. Когда Господь, отправляя Своих учеников проповедовать благовествование, сказал: ”Приблизилось Царствие Небесное», то сразу за этим Он добавил:”даром получили, даром давайте; не берите с собою ни золота, ни серебра [1174]”. Если Он приказал им проповедовать благовествование безвозмездно и не брать ни золота, ни серебра, ни прочих преходящих богатств от тех, кому они проповедовали, то что, спрошу я, угрожает тем, кто поступает наоборот?

Удели теперь внимание тому, какой серьезный грех совершают те, кто настойчиво требуют от их слушателей земного воздаяния, но не заботятся об их вечном спасении ни проповедью, ни поучением, ни порицанием [1175]. Рассмотри это с осторожностью, возлюбленный епископ, и внимательно обдумай. Мы слышали, и это хорошо известно всем, что многие дома и селения нашего народа находятся в отдаленных холмах и дремучих лесах, и много лет там не показывался ни один предстоятель, служащий небесной милости; однако никто там не избавлен от уплаты податей тому же предстоятелю [1176]. В тех местах не только не бывает предстоятеля, который ободрил бы крещеных возложением рук; нет там и никакого учителя, способного обучить их истине веры и разнице между добром и злом. Случается даже, что епископы отказываются проповедовать или возлагать руки на верующих без воздаяния и даже, что еще хуже, требуют деньги от своей паствы, что запретил Господь; при этом они все равно пренебрегают исполнением службы, назначенной им Господом. Самуил, верховный пророк Божий, поступал иначе, как мы знаем по свидетельству целого народа: ”Я же, — сказал он, — ходил пред вами от юности моей и до сего дня; вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои–и я возвращу вам [1177]”. И они сказали: ”Ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял [1178]”. По праведности своей и справедливости он причтен был к избранным вождям и священникам народа Божьего, и в своих молитвах был услышан Богом, и говорил с Ним, как сказал псалмопевец: ”Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним» [1179].

Если мы верим и учим, что верующие получают путем возложения рук благодать Святого Духа, значит, те, кто лишен этого ритуала, лишаются и благодати. Кто же виновен в этом лишении, как не те предстоятели, что обещали охранять их, а сами не могут или же не хотят исполнять эту службу духовного стража [1180]? Нет большей причины этого греха, нежели чем алчность. Об этом апостол, через которого говорил Христос, сказал: ”Корень всех зол есть сребролюбие [1181]”. И еще он сказал: ”Неправедные Царства Божия не наследуют [1182]”. Когда предстоятель из любви к деньгам берет себе больше подопечных, чем он может обойти с проповедью в течение года, то в опасности оказываются и он сам, и те, над кем он поставлен, ибо он ложно зовется их защитником.

Высказав некоторые соображения о несчастьях, которым подвергается наш народ, я прошу тебя, возлюбленный епископ, пытаться по мере сил исправлять в соответствии с истинным правилом жизни то, что ты признаешь неверным. Я уверен, что ты найдешь ревностнейшего помощника в этом благом деле в лице короля Кеолвулфа [1183], который по глубокой своей любви к вере будет неустанно и твердо приводить всех на путь справедливости. Он особенно будет рад помочь в начатом тобой благом предприятии, поскольку ты являешься его ближайшим и любимейшим родственником. Прошу тебя честно высказать ему, что вы вдвоем должны позаботиться о приведении церкви нашего народа к лучшему состоянию, чем то, в каком она пребывает сейчас. Эта цель, как я уверен, может быть достигнута только посвящением новых предстоятелей нашего народа по примеру законотворца, который, когда не смог нести ношу народа Израилева, избрал и посвятил по Божьему совету семьдесят старейшин, с помощью которых он легче мог переносить возложенный на него груз [1184]. Кто не увидит, что куда лучше разделить тяжелый груз церковного управления между несколькими, которые могут нести его с легкостью, чем нагружать непосильной ношей одного человека? И святой папа Григорий в письме блаженному архиепископу Августину о вере нашего народа, который еще предстояло привести ко Христу, писал, что после принятия веры следует посвятить двенадцать епископов, из которых предстоятель Эборакский должен получить паллий от Святого Престола как митрополит [1185]. Прошу тебя, господин, при помощи любимого Богом короля добиться пополнения числа епископов, чтобы при их обилии Церковь Христова могла с большим совершенством исполнять задачи святой веры. Но, как мы уже знаем, из–за беспечности прежних королей и их опрометчивых дарений не так легко найти место, где могут быть учреждены новые кафедры.

Посему я считаю необходимым, чтобы общим советом и решением королевским и церковным для епископской кафедры было выбрано место в одном из монастырей [1186]. Если аббат и монахи воспротивятся такому решению, пусть изберут кого–либо из своей среды для посвящения в епископы и доверят ему управление и монастырем, и прилегающей территорией епископства. Если же в монастыре не окажется никого, кто мог бы быть избран епископом, пусть они по каноническим установлениям найдут того, кому можно доверить парухию. Если с Божьей помощью ты добьешься того, что я предлагаю, тебе легко будет добиться и того, чтобы Эборакская церковь получила своего митрополита по решению апостольского престола. Если монастырю, в котором будет установлено епископство, покажется необходимым умножить свои земли и владения, то, как нам известно, есть много мест, называемых монастырями лишь по недоразумению, поскольку никто там не живет истинно монашеской жизнью. Некоторые из них я считаю возможным обратить соборной властью от нечистоты к целомудрию, от тщеты к истине, от несдержанности и алчности к умеренности и святости сердца и для этого передать их в подчинение новообразованному епископству.