То же могут свободно и радостно совершать состоящие в браке, если они соблюдают умеренность и исповедуют добродетель целомудрия [1198].

Я взял за труд коротко изложить эти соображения тебе, святейший епископ, ради твоей любви и ради всеобщего блага. Искренне желаю и всячески настаиваю, чтобы ты позаботился об избавлении нашего народа от прошлых ошибок и о приведении его на более правильный и прямой путь жизни. Если люди любого звания или положения попытаются помешать тебе, следуй своим путем, помня о небесном воздаянии, и будь твердо уверен в правильности и святости своих дел. Я сознаю, что нашим увещеваниям будут противиться многие, особенно те, кто вовлечен в греховные деяния, о которых я писал тебе; поэтому помни ответ апостола: ”Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам [1199]”. Бог повелел: ”Продавайте имения ваши и давайте милостыню [1200]”, и еще: ”всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником [1201]”. Но некий народ, считающий себя служащим Богу, взял за обычай не только не продавать все, что имеет, но даже приобретать то, чего еще не имеет. Как может кто–либо служить Богу, сохранив все богатства прежней жизни и под благовидным предлогом пытаясь получить еще и чужие богатства? Когда Анания и Сапфира поступали подобным образом, апостолы определили, что такой поступок не заслуживает покаяния или возмещения, но карается неотвратимой смертью [1202]. А ведь они не возжелали чужого богатства, а всего лишь попытались сохранить свое. Всем ясно, насколько души апостолов были далеки от того, чтобы требовать каких–либо богатств; ведь они служили Господу бескорыстно, исполняя правило: ”Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие [1203]”. С другой стороны, они научались противоположным примером: ”Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение [1204]”. Или мы думаем, что апостол Павел заблуждался или лгал, когда призывал нас: ”не обманывайтесь [1205]” и далее: ”ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют [1206]”. И еще: ”Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога [1207]”. Если апостол ясно именует алчность и любостяжательство идолослужением, как можем мы думать, что обманываются те, кто избегает участвовать в делах алчности, хотя бы им приказывал сам король, или же своими руками искореняют нечестивые документы и свидетельства?

Мы можем лишь удивляться безрассудству упрямцев или, скорее, печалиться о несчастии слепцов, которые везде и всякий день без всякого страха Божьего отвергают и оставляют без внимания слова апостолов, вдохновленных Святым Духом. Напротив, они страшатся отвергнуть и исправить то, что они сами или те, кто вдохновляются алчностью и нечистотой, но считают себя святыми и охраняемыми Богом, написали в подражание тем язычникам, которые отвергают истинного Бога и поклоняются, страшатся, обожают и превозносят как богов предметы, сделанные и изготовленные ими самими, полностью заслужив упрек нашего Господа фарисеям, предпочитавшим свои вторичные обычаи Божьим законам: ”Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? [1208]” Даже если они представят в оправдание своих нечестивых дел хартии с подписью знатных, не забывай, прошу тебя, суждения Господа нашего, сказавшего: ”Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится [1209]”.

Господь сказал: ”Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их [1210]”. Я хотел бы услышать от тебя, возлюбленный епископ, что ты знаешь о посмертной судьбе тех, кто всю жизнь следует широкими вратами и пространным путем и ни в какой мере не отвергает ни малейшего из удовольствий и похотей тела и души ради небесного воздаяния. Или мы должны верить, что их очистит от грехов подаяние, которое они раздают бедным среди вседневных наслаждений, в то время как только раскаяние, принесенное в дар Богу, может очистить их и избавить от греха? Или мы надеемся, что после смерти таинство святой мессы может искупить тех, кто при жизни шел путем греха?

Может быть, грех любостяжания кажется им малым? Поговорим об этом более подробно. Этот грех исключил из числа святых Валаама, полного духом пророчества [1211]; он предал анафеме и истребил Ахана [1212]; он отнял у Саула регалии царства [1213]; он отобрал у Гиезия пророческий дар и поразил его и его потомство болезнью проказы [1214]; он принес смерть телесную Анании и Сапфире, которых мы уже упоминали [1215], как недостойных общества монахов; если подняться выше, именно он изгнал ангелов с небес и лишил наших первопредков вечных райских наслаждений.

Если хочешь знать, то именно от ужасных зубов трехглавого адского пса, которого поэты прозвали Кербером [1216] предостерегал нас апостол Иоанн, сказавший: ”Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» [1217].

Все это я вкратце сказал об отраве алчности. Что касается прочего, то если бы мы столь же пространно рассуждали о пьянстве, скупости, сластолюбии и прочих подобных пороках, длина этого письма увеличилась бы до немыслимых пределов.

Пусть милость верховного Пастыря хранит тебя, возлюбленнейший предстоятель во Христе, чтобы мог ты со славой беречь своих овец. Аминь. Писано в ноябрьские ноны [1218], в третий индиктион.

(пер. В. В. Эрлихмана)

Текст воспроизведен по изданию: Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб. Алетейя. 2001

Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу

Двойной монастырь в Уирмоте и Ярроу (Wearmouth and Jarrow), расположенный в северо–восточной Англии, между реками Тайн и Уир, по праву считался одним из ведущих центров учености и культуры средневековой Англии. Обитель была основана преподобным Бенедиктом в 674 (Уирмут, посвященный апостолу Петру) и 682 (Ярроу, посвященный апостолу Павлу) годах. Святой Бенедикт и его сподвижники, несколько раз совершив паломничество в Рим, собрали в обители огромную библиотеку. В 867–870 годах монастырь был разрушен датчанами и восстановлен около 1074 года Альдвином, бывшим игуменом Уичкомба. Вскоре обитель вновь стала процветать. В годы Реформации монастырь был упразднен. В настоящее время знаменитое монастырское собрание книг хранится в Британском музее. Часть построек обители Уирмут и Ярроу занята приходской церковью.

Беда Достопочтенный (672 или 673 — 735), один из ученейших людей своего времени, автор знаменитой «Церковной истории народа англов», был насельником этого монастыря. Жития настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу: Бенедикта (ок. 628 — ок. 690; память 12/25 января), Кеолфрида (642–716; память 25 сентября / 8 октября), Эостервина (ок. 652 — ок. 688; память 7/20 марта), Зигфрида († ок. 690; память 22 августа / 4 сентября) и Хвэтберта — написаны Бедой после 716 года[1219].