Верный служитель Христов Бископ, получивший имя Бенедикт, с помощью Божией выстроил чуть севернее устья реки Уир монастырь во имя святого предводителя апостолов — Петра. Досточтимый и благочестивый король местного народа Эгфрид пожаловал ему земли; в течение 16 лет Бенедикт, несмотря на болезни и опасности, [коим он подвергался] во время многочисленных поездок, управлял монастырем с той же преданностью Богу, какая побудила его и выстроить монастырь. Скажем словами блаженного папы Григория, которыми он прославлял жизнь другого игумена Бенедикта [1220]: Бенедикт был мужем праведной жизни, освященным как благодатью Божией, так и своим именем (которое означает «благословенный»). Он уже в детстве имел разум взрослого человека, превосходил манерами своих сверстников и не придавался скоротечным удовольствиям.

Бенедикт происходил из благородного рода англов, а высотой своей жизни был удостоен общения с ангелами. Он служил при дворе Осви, короля Нортумбрии, от которого получил в дар соответствующее своему рангу поместье. В возрасте 25 лет Бенедикт оставил земные временные богатства, чтобы получить вечные. Он презрел временные тленные блага, чтобы послужить Истинному Царю и обрести Вечное Царство в Небесном Граде. Бенедикт покинул отчий дом, родственников и родные места ради Христа и Евангелия, чтобы получить большее воздаяние и радость в вечной жизни. Он пренебрег возможностью вступления в плотский брак, чтобы последовать непорочным за Светлым Агнцем в Царство Небесное. Бенедикт отказался стать отцом смертных детей во плоти, так как Господь определил ему воспитывать бессмертных чад духовным учением, ведущим к жизни вечной.

Покинув свою страну, он приехал в Рим, где посетил места земного упокоения святых апостолов, к которым всегда был проникнут неземной любовью. Возвратившись домой, Бенедикт непрестанно с любовью проповедовал правила жизни, которые видел в Римской Церкви. Альфрид, сын упомянутого короля Осви, собираясь в Рим поклониться апостолам у городских стен [1221], намеревался взять с собой и Бенедикта. Но отец Альфрида король Осв. в последний момент отговорил сына от этого путешествия и велел оставаться в родной стране. Но Бенедикт все–таки решил предпринять эту поездку. В Рим он приехал во второй раз во время блаженной памяти папы Виталия. Там он напитался сладостью целебного учения. Бенедикт провел в Риме несколько месяцев и уехал на остров Лерин, где был принят в братию, принял постриг, дал монашеские обеты и соблюдал с должным усердием все правила монашеской жизни. Два года Бенедикт обучался монашеской жизни на острове Лерин, а затем, ради любви к святому предводителю апостолов блаженному Петру, подумал возвратиться в Рим — город, освященный его мощами.

Вскоре к острову приплыл торговый корабль, и Бенедикт смог воплотить свою мечту. В это время Эгберт, король Кента, послал из Британии в Рим человека по имени Вигхард, обученного в Кенте римскими учениками святого папы Григория всем церковным постановлениям. В Британии его назначили епископом, но король хотел, чтобы Вигхарда рукоположили в Риме, и, став архиепископом своего народа, он смог бы вместе с ним тщательно освоить Писания и таинства святой веры, не нуждаясь в переводчике. Однако Вигхард, приехав в Рим, умер от некоей болезни вместе со своими спутниками, не успев получить посвящения. Тогда папа, чтобы не допустить гибели посольства верующих из–за смерти послов, созвал Собор и назначил одного служителя Церкви архиепископом Британии. Им стал Феодор — муж, очень образованный в духовных и светских науках, как греческих, так и латинских. Помощником и советником Феодору был выбран игумен Адриан, который тоже был мужем энергичным и рассудительным. Видя в преподобном Бенедикте мудрость, усердие, благочестие и величие ума, папа вверил ему новопоставленного епископа со всеми его спутниками, чтобы вместе они завершили это путешествие Христа ради. По замыслу папы, Бенедикт должен был вернуться в свою родную страну и привезти с собой мудрого учителя, которого так желал, и стать его переводчиком и советником как в дороге, так и после прибытия в Британию. Бенедикт выполнил эту просьбу.

Они вместе прибыли в Кент и были там с радостью встречены. Феодор принял архиепископскую кафедру, а Бенедикт взял на себя управление монастырем во имя блаженного апостола Петра, игуменом которого впоследствии стал Адриан. Бенедикт управлял монастырем два года, а затем совершил третье путешествие в Рим — такое же успешное, как и предыдущие. Возвратившись в Британию, он привез с собой много духовных и священных книг, которые либо покупал в Риме, либо получал в дар от друзей. По своем возвращении он поехал в Вену, где получил от друзей другие предметы, которые просил приобрести для себя. Вскоре Бенедикт решил отправиться ко двору Кенвала, короля западных саксов, с которым они давно были друзьями. Но Кенвал внезапно умер, и Бенедикт направился в свою родную провинцию. Он приехал ко двору короля Эгфрида Нортумбрийского и дал ему отчет обо всем, что им было совершено с тех пор, как он в юные годы покинул родину. Бенедикт не скрыл от короля своего рвения в делах веры и поведал о тех знаниях церковной и монашеской жизни, которые он получил в Риме и других местах. Бенедикт показал многочисленные тома священных текстов и мощи святых Христовых апостолов и мучеников — все, что привез с собой из Рима. Этим он приобрел такое благоволение в очах короля, что тот тотчас пожаловал ему 70 хайдов земли [1222] от своих поместий, повелев построить на этих землях монастырь для первого пастыря своей Церкви. Как я уже упоминал, монастырь был построен рядом с устьем реки Уир, на левом ее берегу. Это было в 674 году от воплощения Господа, во второй индиктион и в четвертый год правления короля Эгфрида.

Через год Бенедикт отправился морем в Галлию и вскоре вернулся с несколькими камнетесами, которые по его просьбе построили церковь по римскому образцу (особенно ему любезному). Бенедикт так преуспел в любви к апостолу Петру, в честь которого строил церковь, что уже через год после начала строительства церковь была покрыта крышей и в ней служились торжественные службы. Когда работа близилась к концу, он послал в Галлию за мастерами–стекольщиками, которых в Британии тогда не было, и просил их вставить стекла в окна его церкви, а также в галерее и трапезной. Они приехали и не только исполнили просьбу Бенедикта, но и научили английский народ своему ремеслу, переняв которое, англы научились остеклять фонари церквей, изготавливать из стекла сосуды и другие предметы. Бенедикт позаботился купить в других странах и привезти в Англию все необходимое для служения в церкви и алтаре, в том числе священные сосуды и облачения, так как их невозможно было достать в Англии. Некоторые предметы украшения и убранства церкви невозможно было приобрести даже в Галлии, и верный служитель Господа сумел достать их в Риме.

С этой целью он, закончив составление устава своего монастыря, совершил четвертую поездку в Рим, откуда вернулся с большим багажом полезных церковных предметов. Во–первых, он привез множество всевозможных книг; во–вторых, такое большое количество мощей святых Христовых апостолов и мучеников, что их хватило на многие храмы Англии; в–третьих, Бенедикт ввел в Английскую Церковь римский стиль церковного чтения, пения и служения. С разрешения папы Агафона, Бенедикт забрал с собой в Англию регента Иоанна из церкви святого Петра и игумена монастыря святого Мартина, чтобы обучать англов. Иоанн, приехав в Англию, не только учил самолично, но и своими письменными творениями, которые он оставил после себя, — они до сих пор хранятся в библиотеке этого монастыря. В–четвертых (и мы не можем это обойти молчанием), Бенедикт с согласия, а вернее, по просьбе короля Эгфрида, привез из Рима грамоту о предоставлении привилегии от папы Агафона, которая защитила монастырь от зарубежных посягательств навсегда. В–пятых, Бенедикт привез с собой священные образы, чтобы украсить свою церковь святого Петра. Образами Пресвятой Девы Марии и 12 апостолов он украсил центральный неф, поместив их на деревянную обшивку, проходящую от одной стены до другой; он также привез несколько изображений церковных мужей для южной стены храма и сцен из Откровения Иоанна Богослова для северной стены. Таким образом, когда верующие входили в храм, то, даже не умея читать, [научались, ибо] видели перед собой достойные восхищения красивые лики Христа и Его святых. Глядя на изображения Господа, они могли задуматься о великом значении Его воплощения, а рассматривая подробности Страшного суда, могли тщательнее испытывать свое сердце.

Король Эгфрид, восхищенный добродетельной жизнью и религиозным рвением преподобного Бенедикта, пожаловал дополнительные 40 хайдов земли его монастырю. В конце того же года Бенедикт с одобрения, вернее, по настоятельной просьбе Эгфрида, построил на этой земле второй монастырь — во имя святого апостола Павла и повелел, чтобы оба монастыря всегда жили в единстве и согласии. Поэтому, как тело не может разлучиться с головой и голова не может быть отделенной от тела, так и ни один человек не смеет разъединять эти два монастыря, соединенные именами первоверховных апостолов Петра и Павла.

Кеолфрид, которого Бенедикт поставил игуменом, был ему самым усердным помощником со времени основания первого монастыря. В нужное время он приехал вместе с Бенедиктом в Рим, чтобы получить наставления и помолиться. Перед поездкой Бенедикт поставил священника Эостервина игуменом монастыря святого Петра, чтобы с помощью этого «товарища по оружию» облегчить тяжесть своего нелегкого служения. Пусть никто не сочтет неправильным, что один монастырь имеет сразу двух настоятелей. Причиной этому были частые поездки Бенедикта ради блага монастыря и для посещения других стран. Мы знаем также из истории, что блаженный апостол Петр в трудную минуту рукоположил двух подчиненных ему предстоятелей для управления Римской Церковью. А согласно святому папе Григорию, великий авва Бенедикт Нурсийский назначил 12 игуменов над своими учениками, найдя это целесообразным для сохранения христианской любви. Сей муж [Эостервин] начал управлять этим монастырем в девятый год его существования и управлял им до своей смерти, которая наступила через четыре года. Он был знатного происхождения, но не хвастался этим и не относился к другим людям с презрением, как делают некоторые. Наоборот, Эостервин старался богатеть умом и стать служителем Христовым. Он был двоюродным братом своего игумена Бенедикта. У них обоих было такое единство и такое презрение к земным богатствам, что каждый из них, поступив в монастырь, не ждал себе высокой чести или особенного отношения.

Молодой Эостервин жил в монастыре наравне со всеми остальными и радостно исполнял любое каждодневное монастырское послушание. Прежде он служил при дворе короля Эгфрида, но покинул жилище временное и оставил оружие боевое, посвятив себя стяжанию богатства духовного. Эостервин оставался столь простым и смиренным, что с радостью занимался такими делами, как молотьба и веяние, доение овец и коров, трудился в пекарне, в саду, на кухне — всегда с готовностью и повиновением. Когда Эостервин стал настоятелем, то ничуть не изменился. Он всем говорил, что следует совету одного мудрого мужа, который ему сказал: «Они сделали тебя игуменом, но ты не возвышайся над ними, а будь как один из них, кротким, приветливым и добрым ко всем». По необходимости он наказывал тех, кто нарушал монашескую дисциплину, но поступал при этом очень осторожно, стремясь не преступить положенных любовью границ, и действовал более увещанием, но и тогда волнение омрачало его всегда спокойное лицо. Часто, когда он видел, что братия работают, то присоединялся к ним и работал вместе с ними: тянул плуг, брался за кузнечный молот или веялку. Эостервин был крепким молодым человеком с приятным голосом, имел добрый нрав и был красивой наружности. Он разделял с братиями трапезу, спал в общей келье (как это было и до принятия им настоятельства). Даже когда Эостервин заболел и почувствовал признаки приближавшейся смерти, то первые два дня оставался в общей келье. И только пять последних дней своей жизни Эостервин провел в отдельной келье. Перед кончиной он, выйдя из кельи, призвал к себе всю братию и простился с ней, дав каждому последнее целование. Братия проливали обильные слезы, оплакивая потерю своего отца и наставника. Эостервин умер ночью 7 марта, когда братия служили утреню. Он поступил в монастырь, когда ему было 24 года; прожил в нем двенадцать лет, семь из которых служил священником, а остальные годы был игуменом. Разлучившись с бренным телом, его душа вознеслась к радостям Небесного Царства.

Поведав о жизни преподобного отца Эостервина, вернемся к нашему рассказу о святом Бенедикте. Поставив Эостервина настоятелем монастыря святого Петра, а Кеолфрида — настоятелем монастыря святого Павла, Бенедикт совершил пятую поездку из Британии в Рим и вернулся (как всегда) с большим количеством святынь и реликвий. Он привез книги и святые изображения угодников Божиих; их было, как и раньше, очень много. Бенедикт также привез изображения событий из жизни нашего Господа и поместил их в часовне Пресвятой Богородицы в большем монастыре. Другими изображениями он украсил церковь и монастырь святого Павла, развесив их так, что они подчеркивали связь Ветхого и Нового Заветов. Так, изображения Исаака, несущего хворост для принесения себя в жертву, и Христа, несущего крест, на котором Он будет распят, были помещены рядом. Изображение Моисея, вознесшего в пустыне медного змия, объясняло вознесение на крест Сына Человеческого. Бенедикт также привез две шелковые мантии превосходного качества; за них он получил от короля Альфрида (во время отсутствия Бенедикта король Эгфрид был убит) поместье в 3 хайда земли на южном берегу реки Уир, рядом с ее устьем.

Но все эти успехи омрачились бедами, встретившими его по возвращении в монастырь. Преподобнейший добрый игумен Эостервин, которого Бенедикт поставил настоятелем перед своей поездкой, вместе со многими вверенными его заботе братиями умер от бубонной чумы. Бенедикт нашел некоторое утешение в том, что преемником Эостервину братия и второй настоятель, Кеолфрид, единодушно выбрали диакона Зигфрида. Этот муж был весьма искусным в Священном Писании, обладал прекрасными манерами, жил в чудесном воздержании; совершенство его ума нисколько не умалялось болезненностью тела, а непорочность его сердца не ослабевала из–за мучительной неизлечимой болезни легких. Вскоре сам Бенедикт был сражен тяжким недугом. Любящий Господь благоволил, чтобы они оба, Бенедикт и Зигфрид, были прикованы к постели болезнями, дабы, укрепившись в добродетели терпения и победив скорбь от наступающей смерти, они удостоились получить утешение и покой в Небесном Царстве. Я уже упоминал, что Зигфрид долгое время был мучим болезнью, а Бенедикта же разбил паралич на целых три года. Но и когда его руки и ноги были обездвижены параличом, Бенедикт сносил все терпеливо, благодарил Творца за посланные ему страдания и не переставал давать наставления братиям. Он велел навещавшим его монахам соблюдать все монашеские правила, которым он их научил. «Не думайте, что это я по своему невежеству учил этим правилам. Я собрал их и записал для вашей пользы, посетив 17 монастырей, когда был в других странах», — говорил он. Большая и богатая библиотека, составленная из привезенных Бенедиктом из Рима книг, была предназначена для назиданий в церкви, и он просил хранить все книги в целости и сохранности и не расточать их по небрежению. Бенедикт увещевал монахов быть особенно осмотрительными в выборе игумена, призывая не придавать большого значения знатному происхождению, обращать внимание на честность жизни и ученость. «Поистине, говорю вам, что если выбирать из двух зол одно, то я скорее бы пожелал, чтобы место, на котором построил монастырь, навсегда превратилось в пустыню, нежели мой брат по плоти, избранный игуменом после меня, ходил бы ложными путями. Поэтому, братия, остерегайтесь и не смотрите на происхождение избираемого настоятеля, и не выбирайте чуждого вам по духу; все соотносите с правилами игумена Бенедикта и постановлениями нашего устава. Единодушно принимайте решения и знайте, что добродетельная жизнь и мудрость есть качества, наиболее пригодные для этой должности. Выбирайте его с общего согласия и христианской любовью, а поставляется он пусть по привычному чину в присутствии епископа. Ибо те, кто от плоти и порождают плотских детей, ищут себе плотского и мирского наследника своему плотскому и мирскому наследству; но те, кто духовным семенем слова порождают духовных чад Божиих, должны непременно быть духовными во всем, что делают. А из духовных чад они считают большим того, кто стяжал в изобилии благодать Святого Духа; подобным образом земные родители считают старшего сына главным над остальными и отдают ему предпочтение в разделении наследства».

Следует поведать и о том, что преподобнейший игумен Бенедикт, дабы облегчить ночную усталость (из–за болезни он часто не спал по ночам), нередко призывал к себе чтеца и просил читать ему о терпении многострадального Иова или другие отрывки из Библии, как бы в пример для самого себя. Этим чтением боль облегчалась, а ум возносился к горнему миру. Бенедикт не мог ни встать на молитву, ни возвысить голос для псалмопения, однако, усердный в духовной жизни, в каждый час молитвы днем и ночью призывал к себе некоторых из братии и велел двумя группами петь псалмы, напевая вместе с ними, а слабость его голоса возмещалась их пением.