Хвэтберт вернулся в монастырь, и тогда послали за епископом Аккой, чтобы тот благословил его и подтвердил назначение на должность настоятеля. В дальнейшем Хвэтберт с рвением молодого человека и мудростью добился многих привилегий своему монастырю. Среди его благих дел выделялось одно, сильно обрадовавшее всех остальных: Хвэтберт вынул мощи игумена Эостервина, находившиеся в притворе церкви святого Петра, а также мощи его старого учителя Зигфрида, почивавшие к югу от алтарной части, и переложил их вместе в одну раку, но с небольшой оградой, поместив ее внутри церкви рядом с мощами святого Бенедикта. Это он сделал 23 августа, в день рождения Зигфрида. По Божественному произволению, в тот же самый день отошел ко Господу упоминавшийся нами преподобный служитель Христов Витмер. Его похоронили вместе с двумя святыми игуменами, чьей жизни он подражал. А наш преподобный отец Кеолфрид, как мы уже говорили, умер от старости и слабости по дороге к вратам святых апостолов. Он добрался до Лингона в девятом часу, а через семь часов умер и был с почестями погребен на следующий день в церкви во имя трех мучеников–близнецов, к великой скорби не только англичан, которых с ним было порядка 80 [человек], но и местных жителей, огорченных уходом преподобного отца. Нельзя было не расплакаться, видя, как одни спутники Кеолфрида продолжают свой путь без него, а другие спешат обратно рассказать о его смерти и погребении. Иные в скорби припали ко гробу умершего в окружении странников, говоривших на непонятном языке. Когда Кеолфрид преставился, ему было 74 года, из них 47 лет он служил священником и 35 лет — игуменом, или, если быть точнее, 43, так как, когда Бенедикт начал строить монастырь во имя апостола Петра, Кеолфрид был его единственным помощником, соратником и учителем монашеских правил. Он никогда не делал послаблений в соблюдении строгих правил монашеской дисциплины даже в преклонном возрасте, во время болезни или путешествия. Со дня его отбытия до дня кончины, то есть с 4 июня по 25 сентября (114 дней), помимо канонически предписанных часов на молитву, он также читал два раза в день Псалтырь в надлежащем порядке. Вскоре Кеолфрид стал настолько слаб, что уже не мог сидеть верхом на лошади, и его пришлось везти на повозке, но даже тогда святая литургия совершалась каждый день, кроме одного, когда он перебирался через море, и еще трех дней перед его смертью. Кеолфрид почил в Бозе в пятницу, 25 сентября, в 716 год от воплощения Господа, между 3 и 4 часами, в окрестностях упомянутого нами города, и был на следующий день похоронен в местном монастыре во имя святых близнецов, что с южной его стороны, у ближайшего указателя миль, и к нему начали стекаться как англичане, так и горожане и насельники монастыря. Имена этих мучеников–близнецов Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп. Они родились в один день и возродились крещением тоже в одно время вместе со своей бабкой Леониллой и оставили о себе память как о святых мучениках. Молюсь, чтобы они явили свое заступничество и ходатайство о моем недостоинстве и о нашем святом отце Кеолфриде перед Господом.

Перевел с английского Дмитрий Лапа

Житие блаженного Феликса

Перевод с латинского языка выполнен до изданию: Patrologia Latina / Ed. J. — P. Migne. P., 1844–1855. Vol. 94. Cols. 789A–798B. Тексты Павлина Ноланского приводятся по указанному изданию. Vol. 61. С. 469–483, 490. При написании комментариев использованы следующие издания: Attwater D. A Dictionary of Saints. Harmondsworth, 1978. P. 128–129; Farmer D.H. The Oxford Dictionary of Saints. Oxford, 1992. P. 75; Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. N.Y., 1953. P. 156; A Dictionary of Saints. N.Y., 1980. P. 2452–2453; Петровский Ф.А. Павлин Ноланский // Памятники средневековой латинской литературы IV–VII веков. М., 1998. С. 220–221; Гаспаров М.Л. Авсоний и его время // Авсоний. Стихотворения. М., 1993.

Павлин, епископ Нолы, в области Кампании, красиво и подробно описал героическими стихами благоуспешную победу блаженного Феликса, которой тот с Божией помощью удостоился в том же городе. Так как эти стихи более удобны для сведущих в законах стихосложения, чем для простых читателей, угодно нам было для большей пользы сделать историю этого святого понятной при помощи простых слов, подражая трудолюбию того, кто переложил историю мученичества блаженного Кассиана из стихотворного труда Пруденция в обычную и всем доступную речь.

Феликс родился в Ноле Кампанской, но от отца–сирийца по имени Гермия [1223]. Тот, придя в Нолу с востока и живя в этом городе, словно местный уроженец, стал отцом Феликса и по смерти своей оставил ему наследство значительной величины, которому Феликс, однако, предпочел дары наследия, обещанного на Небесах [1224]. У Феликса был брат, носивший то же имя, что и отец, то есть Гермия, с которым святой разделил земное имение [1225]. Брат его обычаями своими отличался от Феликса и потому сделался недостоин вечного блаженства. Ибо Гермия усердно стремился лишь к земным благам и предпочел скорее быть воином кесаря, чем Христа [1226]. Феликс же, напротив, исполняя тайну полученного им имени, с раннего детства подчинил себя Божественному служению [1227]. Благодать его добродетелей произрастала: сначала он исполнял в Церкви служение чтеца, а затем, будучи возведен в степень экзорциста, он начал изгонять нечистых духов из одержимых ими тел. И когда Феликс отличился в этом служении, сиял добродетелями — к чему промедление? — он принял заслуженный им по достоинству сан пресвитера. И он не унизил сан, душу и труды [1228], что доказала еще и пришедшая буря испытаний. Ибо в то время преследование, начатое неверными, сотрясло Церковь жестокой борьбой; однако врата смерти не смогли отвратить врата Дщери Сиона от выражения хвалы своему Создателю [1229].

И когда учители и творцы неправды приготовились к первой схватке своего безумия с учителями божественной веры и истины, они тайно сговорились или предать смерти лучших епископов и пресвитеров Церкви для устрашения меньших, или принудить их к отречению от веры. Случилось так, что учители заблуждения и злобного безумия, прибывшие также в Нолу, искали епископа этого города, по имени Максим, мужа почитаемого за ученость, благочестие и преклонные годы [1230], чтобы предать его на мучения. Он, видя это и помня предписание Господне, которое говорит: «Когда же будут искать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф 10:23), отправился до времени в уединение отдаленного места [1231], оставив пресвитера Феликса заботиться о городе. Максим любил Феликса, как сына, и желал видеть своим преемником на кафедре.

И когда преследователи не смогли найти епископа, они незамедлительно поспешили наложить руки на Феликса и всеми силами стремились отвратить его, лучшего после епископа города, словно величайшую крепость [1232], от постоянства всем известной его добродетели, то прельщая посулами, то угрожая мучениями.

Схваченный безумствующими противниками, но твердо полагающийся на внутреннее утешение Св. Духа, Феликс был ввержен в мрачную темницу [1233]. И вот, железные оковы сжимают его руки и шею, ременные путы удерживают ноги. На полу темницы были рассыпаны обломки черепков, и Феликс, окоченевший и исколотый их постоянной остротой, не мог вкусить ни сна, ни покоя среди холода и стужи долгой ночи. Тем временем епископ, который, избегая врагов, удалился в потаенные убежища гор, и сам испытывал мучение из–за страданий не меньших, как если бы его заковали в железо, или посадили на обломки черепков, или сжигали, отдав пламени. Ибо его душу жгла великая забота о своем стаде, жег и тело его голод вместе с леденящим зимним холодом. Епископ пребывал среди кустов терновника без крова и пищи, бодрствуя днем и ночью и непрестанно вознося Богу горячие молитвы [1234]. Не трудно было таковой подавляющей силе несчастий довести до самой смерти старческое тело, еще и истощенное долгим постом.

Но Высшее Милосердие самым явным образом показало, сколь великой заботы о себе удостоился этот муж [1235]. С неба был послан ангел, который приказал блаженному исповеднику Феликсу, освобожденному от оков, пойти и поскорее отыскать, вылечить и призвать домой предстоятеля Церкви [1236].

В той же темнице были заключены многие, но пришедший ангел явился одному Феликсу, скованному за благочестие. Сияя блистающим светом, ангел осветил, благодаря этому свету, и само узилище. Феликс, взволнованный равно голосом ангела и исходившим от него светом, задрожал и даже сначала подумал, что он обманывается сонным видением. Но ангел велел ему подняться и, выйдя, следовать за ним. [79] Изумляясь власти повелевающего, Феликс сослался на то, что он не может выйти, ибо его удерживают и оковы, и засовы темницы, и усердие стражей. Ангел заговорил снова и приказал Феликсу быстро подняться, так как оковы ни в чем его не стесняют. Как только ангел произнес эти слова, тут же упали цепи с рук и шеи Феликса и путы с его ног.

Ангел вывел Феликса вон чудесным образом; дверь темницы была открыта только ему, а для прочих закрыта; среди самих стражей, охранявших темницу, они прошли так, что те и не знали о происходящем. Ангел был подобен огненному столпу Моисееву, и шел впереди Феликса, освещая ему дорогу, как молния, когда тот спасался из рук врагов.