Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Братия, общники смертности и бессмертия, да не отлагаем благомысленно поминати последняя, яко да не согрешаем, и спасемся, временно и вечно. Аминь.

Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы, 1845 г.[53]

Иисусе же, видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой. Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си (Ин.19:26,27)

Теперь уже не ученик распятого Иисуса осиротевшую Матерь Его поят во своя си, в малый дом. Сам Господь Иисус, царствующий на небесах, Преблагословенную Матерь Свою поят во своя си, во многие обители в дому Отца Своего, в блаженное созерцание и причастие славы, юже имел Он у Отца, прежде мир не бысть.

Теперь не одного ученика Своего дает Он Ей в сына, чтобы Она успокоена была его сыновним служением, но всех учеников Своих, всех православно верующих Христиан дает Он Ей в сыны и дщери, чтобы они пользовались Ее материнским попечением.

Отходя в Церковь Небесную, Она чудесно собирает к Себе верховных представителей Церкви, рассеянных по земле, и тем дает знамение, что союз Ее с верующими на земле не только не прерывается Ее отхождением, но еще отселе становится крепче, обширнее и деятельнее и что живущая в Ней благодать, столь долго сокрываемая смирением, должна открыться из Ее гроба и наполнить Вселенскую Церковь Ее славою, по Ее раннему, некогда невероятному, но совершенно верному предсказанию: Ублажат Мя вси роди [Лк.1:48].

Такова судьба Пресвятыя Приснодевы в Ее успении для жизни земной, временной, в Ее пробуждении к жизни небесной, вечной.

Каким путем достигнуто до такой высоты блаженства и славы? Сей вопрос предложить и рассматривать может не одна праздная любознательность, но и любовь к учению спасительному. Ибо, хотя судьба Пресвятыя Богородицы в своем особенном виде и степени беспримерна, но вообще, как судьба души совершейнейшей и блаженной, она есть следствие тех сил, расположений, действий и подвигов, которыми пролагается и совершается общий человеков путь спасения.

Нелегко было обозреть весь путь жизни Пресвятыя Девы, большею частою закрытый и Ее безмолвием, и молчанием Евангельской истории. Впрочем, некоторые следы оного мы неоднократно указывали вниманию и подражанию, верующих, при подобных настоящему торжествах. На сей раз остановимся на одном возвышенном месте сего пути, открытом в Евангелии, чтобы обозреть хотя некоторую часть сего пути, открывающуюся с сего возвышения.

Высота, на которую возвожу вашу мысль, есть гора Голгофа. Там в часы, спасительные для всего рода человеческого, но вместе страшные для всего сотворенного, - тогда как совершаемое всеобщее спасение не было сознаваемо даже избранными из человеков, а всеобщий страх чувствовали даже камни, тогда как, по выражению Пророка, был Живот человека висящ пред очами [Втор.28:66] человека, но человек видел только страдание и смерть при зрелище, от которого и чуждые оному, и враги отходили растерзанные состраданием - биюще в перси своя возвращахуся [Лк.23:48], - там при кресте распятого Иисуса стояла Его Преблагословенная Матерь.

Какой чудный свет на Ее внутреннюю жизнь проливают сии мрачные Голгофские часы!