Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитеся, лисы губящие винограды (Песн.2:15), мы хотим сохранить Господу винограда никем не тронутый плод.

С помощью указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, да даст вам, братия, Отец Небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце (Еф.3:16), да, имея славу внутрь, достойны явимся приведения во славу вечную. Аминь.

Слово в день венчания на царство и миропомазания благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, 1823 г.[61]

Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1,2)

О чем так настоятельно просит Апостол ученика своего Тимофея, епископа Ефесского, или, лучше сказать, что так непременно заповедует чрез епископа и всей церкви, то самое, Христиане, с особенною торжественностью исполняем мы ныне в сем доме молитвы. Совершая молитвы, моления, прошения, благодарения за всех человеков, особенно мы приносим оные за помазанного ныне Богом Царя нашего, который не только скипетром и мечом ограждает нашу жизнь и безопасность, но духом и всею жизнию своею подвизается, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.

Не благодарно было бы пред Богом и пред ним не вспомнить теперь, какой недавно пример подал он нам в деле молитвы, когда, несмотря ни на утомление от пути, ни на многоразличные занятия кратковременного пребывания в обширном городе, в шесть дней четырехкратно посетил здешние храмы в часы возношения бескровной жертвы.

Как приятно должно быть подданным молиться за Царя, который так прилежно молится за подданных!

Но, между тем как дело сие совершается усердием всех и каждого, Церковь не почитает излишним часто среди самого дела молитвы повторять нам заповедь Апостола о молитве: Молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Посему не излишним почел и я не только повторить сию заповедь, но и разрешить ее на содержащиеся в ней особенные наставления о молитве.

Первое наставление в изречении Апостола о молитве есть то, что он поставляет дело молитвы прежде всего: Молю прежде всех творити молитвы.

Много дел благих, которых требует от Христианина Христианство, и которые оно в нем совершает, но дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без него не может совершиться никакое другое дело благое.