Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Обыкновенный разум человеческий не знает духовного могущества слова и даже боится догадок об оном. Сему почти так и надлежит быть, поелику он берет образы своих познаний уже не с того человека, который сотворен по образу Божию, но с того, который, ниспадши с сей высоты грехом, приложися, как говорит псалмопевец, скотом несмысленным и уподобися им (Пс.48:13). И сему-то человеку принадлежит и самый сей разум, который теперь рассуждает о способностях и силах человека. Какой же мудрости ожидать от такого разума?! Он, как слепой, осязает глаз и, не могши ощупать в нем света, заключает, что солнца точно так же нет на небе, как нет у него в глазах, и что верить бытию и действию солнца и света было бы суеверие и мечтательство. Сему слепцу нужен, да для него именно и написан, сей врачебный совет тайновидца: Коллурием помажи очи твои, да видиши (Откр.3:18), вылечись от ослепления грубою чувственностию, помажь око разумений тонкою мазью веры в духовное и божественное - тогда будешь истинно видеть. Притом, если хотим видеть или познавать силу и действие духовное, то надобно и предметом наблюдения избирать не людей плотских, хотя они всегда в глазах, но людей духовных, хотя сии нечасто встречаются, - людей, которые нравственным очищением и самоотвержением уменьшили тяжесть вещества, подавляющего дух человеческий, а постоянным обращением ума и сердца к Богу приближились к Нему, возвратились к причастию Образа Небесного, возобновили внутреннее общение с Словом и Духом Божиим.

Если вы, как должно, расположены к сему роду наблюдения, то мне нетрудно показать вам в опытах, как много заключается в выражении Клеопы: Муж силен словом (см.: Лк.24:19). Словом Иисус Навин остановил солнце. От уст словесе (3Цар.17:1) Илии зависели роса и дождь в продолжение трех лет с половиною. По глаголу Господню, егоже глагола рукою Илииною (16), горсти муки в водоносе и столь же малого количества елея в чванце достало на все время голода. Трикратным дуновением и словом Илии воскрешен сын вдовы сарептской. Елисей исправил злокачественные источники Иерихонские, всыпав в них соль, но как всякий знает, что соль не имеет такой силы, то по необходимости должно заключить, что сила сего действия заключилась в сем слове пророка: Сице глаголет Господь: исцелих воды сия (4Цар.2:21). Словом апостол Петр исцелил хромого и воскресил Тавифу. Не собирая более примеров, замечу в особенности, как ясно в некоторых из приведенных теперь, действие Слова Божия в слове человеческом, как то: в словах Елисея: Сице глаголет Господь - и в словах апостола Петра к хромому: Во имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи (Деян.3:6). В других случаях, по-видимому, иначе, как то: Тавифе тот же апостол говорит как будто своим только словом: Тавифо, востани (Деян.9:40). Но предыдущий случай не оставляет никакого сомнения в том, что и здесь, хотя не проявляется именем и звуками, но действует силою то же самое Слово Божие, обитающее в святом апостоле.

Если же таким образом дознано, что Слово Божие, являясь ли открыто в устах человеков, приближенных к Богу, или действуя сокровенно из сердец их, творит дела чудесные, некоторым образом подражательные творческим действиям Божества, то не менее должно быть понятно и достоверно, что то же Слово Божие чрез тех же людей теми же способами изрекает и преподает благословения, некоторым образом подражательные действиям Божеского Провидения.

Итак, благословлять в сильнейшем значении сего слова - значит простирать действие Божия Слова на творения Божии. Благословляющий есть благою волею посредствующий между Словом Божиим и творением Божиим.

По сему понятию верховный и всеобщий раздаятель благословений есть Иисус Христос, Ходатай Бога и человеков, Богочеловек, в котором Слово плоть бысть. Вот почему благословение было древнейшею чертою, которою Он означен был еще патриархам, например Аврааму: Благословятся о семени твоем вси языцы земнии (Быт.22:18). Вот почему и апостол, желая изобразить благодеяния Христовы роду человеческому, сказал, что Бог Отец благословил нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе (см.: Еф.1:3). Вот почему и мы, преподавая наше заимствованное благословение, обыкновенно употребляем имя Иисуса Христа, в особенности или в составе имени Пресвятой Троицы, и крестное знамение Христово.

Из преподавателей заимствованного благословения родители суть некоторым образом естественные посредники между творческим Словом и своими детьми, поелику некоторым образом довершили над ними дело создания, произведя их на свет. Вот почему естественно важно и сильно благословение родительское, особенно же если благочестие возвышается до силы благодатной. В сем роде удивительны благословения патриархов. Например, благословение Сима Иафету: Да распространит Бог Иафета (Быт.9:27) - теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно еще действует в потомках Иафета - европейцах, которые не престают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы.

Священник есть раздаятель благословения по чину благодатного тайноводства. Еще в первоначальном постановлении о законном священстве Бог сказал священникам: Благословите сыны Израилевы (Чис.6:23). И паки о них же: Да возложат имя Мое на сыны Израилевы, и Аз Господь благословлю я (27). И в Новом Завете, когда Господь повелел апостолам и преемникам их служения до скончания века учить, крестить, вообще тайнодействовать во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19), Он положил чрез сие в них силу Своего благословения и дал им власть преподавать оное. По сему судите, достойно ли внимания благословение священства. Не о том думайте, какою рукою или в каком сосуде, но какой Божественной Лозы духовное вино подается вам чрез благословение служителя Христова.

Впрочем, и то справедливо, что, аще кто очистит себе, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое благое дело уготован (см.: 2Тим.2:21). Посему святые, как сосуды верою и духовными подвигами очищенные, благодатию исполненные, любовию отверзаемые и преливающиеся, суть не столько почерпатели и раздаятели благословения на время по должности, по нужде, сколько живые потоки благословений, неистощимо текущие и орошающие. Благословение Христово непрестанно льется в них и переливается чрез них, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его; яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския. Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века (Пс.132:2-3). Оно изливает свет и мир в души, цельбу в тела, благопоспешество в начинания и дела, благоустройство в места, невидимую, но богато и разнообразно плодотворную небесную росу на землю.

Иудеев посылали за благословением в Иерусалим, на горы Сионские, яко тамо заповеда Господь благословение (Пс.132:3). Колико благополучнее мы, христиане! Для нас оно и более открылось, и более приближилось. И тамо и здесь заповеда Господь благословение. Уразумеем же благословение.

Как вожделенно должно быть то, чего сам вседовольный Бог желает! А Он желает, Он требует Себе от нас и от всех Своих творений благословения: Благословите Господа, вси раби Господни (Пс.133:1). Благословите Господа, вси ангели Его; благословите Господа, вся дела Его (Пс.102:20,22). Возлюбим же и мы благословение, и, во-первых, собственно Христово благословение.

Преклоним сердце и пред всяким благословением святыни по той же причине, что в оном нисходит благословение Бога Слова.

Родители! Не забывайте благословлять детей своих любящим сердцем и старайтесь возвысить силу вашего естественного благословения, привлекая благочестием и верою силу благодатную.

Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо чрез оное по вере можете получить благословение Отца, из Негоже всяко Отечество на небесех и на земли именуется (Еф.3:15). Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад (Сир.3: 8-9).

Поелику во всяком неложном благословении чрез благословляющего человека сокровенно течет благотворное Слово Божие, то помыслим, братия, какую духовную выгоду имеем мы, когда благословляем. Тогда, как мы отверзаем сердце наше человеку, подавая благословение, Бог Слово изнутри отверзает вход в сердце наше Своему благословению. Подавая человеку, мы приобретаем от Бога. Посему примем как духовное благодеяние и будем искренне исполнять и сию Христианскую заповедь: Благословляйте гонящия вы; благословите, а не кляните (Рим.12:14). Верное исполнение сего верно соделает нас благословенными Отца Небесного, которых Иисус Христос призовет наследовать уготованное таковым Царствие от сложение мира. Аминь.