Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (об искушениях[67]).Произнесено в Троицкой Сергиевой лавре 5 июля 1834 г.[68]

Чадо, аше приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи, и не скор буди во время наведения, прилепися Ему и не отступи, да возрастеши напоследок твой. Сир.2:1-3

Собравшиеся здесь к мужу, который прилежно поработал Господеви Богу во время свое и приял от Него вечное воздаяние, столь обильное, что вот уже несколько веков от избытка оного неистощимо уделяет всякому истинно нуждающемуся и непритворно просящему, собрались, без сомнения, для того, чтобы найти себе у него помощь и наставление в работании Господеви Богу, дабы получать воздаяние спасения и блаженства.

Тех, которые успешно прошед начальные подвиги служения Богу, ведутся уже на совершение (см.: Евр.6:1), мы представляем непосредственному тайному наставлению и руководству сего богомудрого наставника, глаголющего духом к духу, и помазанию общего для него и для них Духа Божия, которое учит их о всем (см.: 1Ин.2:27). Поелику же и на нашу немощь возложен долг служения слову истины, то, приняв благословение от сего сильного делом и словом сообразно с нашею мерою, обратим мы малую беседу к тем, которые, подобно нам, коснят еще в слове начала Христова (см.: Евр.6:1), не столько работают Богу, сколько приступают к сему, давно, может быть, начинают, но все не находят себя уготованными к спасительному деланию. И сим предложим не нашего мудрствования ненадежное изобретение, но готовое поучение опытного мудреца.

Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение.

Поучение для иных недовольно ожиданное и еще менее приятное! "Я думал, - скажет иной, - что приступающий работать Богу должен готовиться к подвигам, хотя не малым, но нетрудным, более же - к утешению, к радости, к блаженству, потому что Бог всемогущий и всеблагий не только видит работающих Ему, но и приближается к ним, помогает им, утешает их, награждает". Да, это все так, надежда сия верна, и должно держаться ее, но надлежит знать и то, что на пути к награде и блаженству среди поприща подвигов и при самом вступлении в оное нередко, и притом иногда неминуемо, встречается искушение, а потому надобно готову быть и к сей встрече. Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение.

Что такое искушение? Испытание, какое и чем или в ком свойство, какая сила, какое превосходство или, напротив, какое несовершенство находятся по наружности, недостоверно узнаваемой, или совесть скрытая во внутренности. Так Слово Божие изъясняет о сем предмете само себя: Якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца у Господа (Притч.17:3). Вещь, кажущаяся золотою, может быть или из чистого золота, или из нечистого, или вовсе не из золота во внутренности - в огне золото становится чище, примесь отделяется, поддельное вещество обличается. Так добродетель человека может быть чистая и твердая, о Бозе соделанная и в силе Божией неизменная, или нечистая по причине применения помыслов тщеславия, своекорыстия и самоугодия, или, наконец, вовсе лицемерная. В огне искушения чистота ее возвышается, нечистота отделяется, лицемерие обличается.

При сем может кто-нибудь подумать: "Мы делаем испытание вещей, потому что не всегда узнаем по наружности, что скрывается в их внутренности, но Богу, Которого взор как все объемлет, так и сквозь все проницает, на что испытывать сердца человеков?" Недоумевающий о сем пусть приметит, что и художник полагает золото или серебро в огнь не для того только, чтобы узнать подлинность и чистоту или нечистоту металла, но и для того, чтобы нечистое и поддельное отделить и отбросить и получить чистый, светлый, прочный и более прежнего ценный металл. Для первой из сих двух целей какими-нибудь особенными опытами искушать сердца не нужно Богу всеведущему, но для другой попускать на человеков и даже, может быть, иногда наводить искушения полезно для самих человеков. Полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от пагубного самопрельщения и поставить на путь истинного покаяния и исправления. Полезно посредством искушения и неложную добродетель возводить к высшей чистоте, крепости и совершенству, по реченному: Святый да святится еще (Откр.22:11), да по обетованию Христову, чистии сердцем... Бога узрят (Мф.5:8), да вся побеждаяй наследит вся (Откр.21:7), да совершенный без препоны по закону подобия и единства приступит и приобщится к церкви первородных на небесех написанных, ...и духом праведник совершенных (Евр.12:23). Наконец, полезно и очищенную уже веру, и усовершенствованную добродетель, и божественную поистине любовь, обитающую в сердце человека, скромностью и смирением покрываемую, посредством искушения открывать, дабы ее познали, возлюбили, возжелали перенять и сугубо прославили Бога и за образец, и посредством подражания.

Не входя теперь в рассуждение об особенном, высшем роде искушения душ совершенных или приближающихся к совершенству, как, например, некогда Бог искушаше Авраама (Быт.22:1)

Есть злохудожное и насильственное направление искушения, которое усиливается ослабить и подавить добро и поднять зло в человеке, ввести нечистоту сперва в помыслы потом в желания и, наконец, в дела, возмутить и расстроить душу.

Не пренебреги сего, желающий работать Богу; будь предусмотрителен; приготовляй силу против насилия, благоискусство против злохудожности. Уготови душу.