Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Впрочем, и то справедливо, что, аще кто очистит себе, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое благое дело уготован (см.: 2Тим.2:21). Посему святые, как сосуды верою и духовными подвигами очищенные, благодатию исполненные, любовию отверзаемые и преливающиеся, суть не столько почерпатели и раздаятели благословения на время по должности, по нужде, сколько живые потоки благословений, неистощимо текущие и орошающие. Благословение Христово непрестанно льется в них и переливается чрез них, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его; яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския. Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века (Пс.132:2-3). Оно изливает свет и мир в души, цельбу в тела, благопоспешество в начинания и дела, благоустройство в места, невидимую, но богато и разнообразно плодотворную небесную росу на землю.

Иудеев посылали за благословением в Иерусалим, на горы Сионские, яко тамо заповеда Господь благословение (Пс.132:3). Колико благополучнее мы, христиане! Для нас оно и более открылось, и более приближилось. И тамо и здесь заповеда Господь благословение. Уразумеем же благословение.

Как вожделенно должно быть то, чего сам вседовольный Бог желает! А Он желает, Он требует Себе от нас и от всех Своих творений благословения: Благословите Господа, вси раби Господни (Пс.133:1). Благословите Господа, вси ангели Его; благословите Господа, вся дела Его (Пс.102:20,22). Возлюбим же и мы благословение, и, во-первых, собственно Христово благословение.

Преклоним сердце и пред всяким благословением святыни по той же причине, что в оном нисходит благословение Бога Слова.

Родители! Не забывайте благословлять детей своих любящим сердцем и старайтесь возвысить силу вашего естественного благословения, привлекая благочестием и верою силу благодатную.

Дети! Дорожите благословением родителей тысячекратно более, нежели прочим наследством, ибо чрез оное по вере можете получить благословение Отца, из Негоже всяко Отечество на небесех и на земли именуется (Еф.3:15). Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад (Сир.3: 8-9).

Поелику во всяком неложном благословении чрез благословляющего человека сокровенно течет благотворное Слово Божие, то помыслим, братия, какую духовную выгоду имеем мы, когда благословляем. Тогда, как мы отверзаем сердце наше человеку, подавая благословение, Бог Слово изнутри отверзает вход в сердце наше Своему благословению. Подавая человеку, мы приобретаем от Бога. Посему примем как духовное благодеяние и будем искренне исполнять и сию Христианскую заповедь: Благословляйте гонящия вы; благословите, а не кляните (Рим.12:14). Верное исполнение сего верно соделает нас благословенными Отца Небесного, которых Иисус Христос призовет наследовать уготованное таковым Царствие от сложение мира. Аминь.

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (об искушениях[67]).Произнесено в Троицкой Сергиевой лавре 5 июля 1834 г.[68]

Чадо, аше приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи, и не скор буди во время наведения, прилепися Ему и не отступи, да возрастеши напоследок твой. Сир.2:1-3

Собравшиеся здесь к мужу, который прилежно поработал Господеви Богу во время свое и приял от Него вечное воздаяние, столь обильное, что вот уже несколько веков от избытка оного неистощимо уделяет всякому истинно нуждающемуся и непритворно просящему, собрались, без сомнения, для того, чтобы найти себе у него помощь и наставление в работании Господеви Богу, дабы получать воздаяние спасения и блаженства.

Тех, которые успешно прошед начальные подвиги служения Богу, ведутся уже на совершение (см.: Евр.6:1), мы представляем непосредственному тайному наставлению и руководству сего богомудрого наставника, глаголющего духом к духу, и помазанию общего для него и для них Духа Божия, которое учит их о всем (см.: 1Ин.2:27). Поелику же и на нашу немощь возложен долг служения слову истины, то, приняв благословение от сего сильного делом и словом сообразно с нашею мерою, обратим мы малую беседу к тем, которые, подобно нам, коснят еще в слове начала Христова (см.: Евр.6:1), не столько работают Богу, сколько приступают к сему, давно, может быть, начинают, но все не находят себя уготованными к спасительному деланию. И сим предложим не нашего мудрствования ненадежное изобретение, но готовое поучение опытного мудреца.