Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Если бы царь земной повелел провозгласить, что, кто придет и произнесет пред ним имя возлюбленного сына его, тот получит из его сокровищ богатый дар, думаете ли, что нужно было бы уговаривать рабов его, дабы они сим воспользовались? Как побежали бы все! Как старались бы упредить друг друга, пока не истощились царские сокровища! Но вот Царь Небесный чрез Единородного Сына Своего провозгласил, что всяк просящий во имя сего Сына властен получить из Его неистощимых и нетленных сокровищ все, чего желает, все, чем бессмертная душа может обогатиться и сделаться блаженною навеки. Что ж? Все ли бегут к Нему? Все ли возносят имя Сына Его и вместе с сим свои прошения и молитвы? Нет! Вот Он подтверждает Свое обетование, повелевает, убеждает: Просите, и приимете. Что теперь? Все ли одумались? Все ли восчувствовали свою небрежность, безрассудность, неблагодарность? Все еще нет! Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан.9:8).

Почудимся братия, Божиим щедротам и долготерпению. Устыдимся нашей лености и невнимания. Воздвигнем себя к духовному деланию, возбуждая ум от невнимания, собирая от рассеяния, очищая от помыслов, лукавых и суетных, и сердце от страстей и порочных желаний. В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением. И все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем (Кол.4:2; 3:17). Перестанем препятствовать, но потщимся содействовать исполнению в нас Господня повеления и обещания: Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет. Аминь.

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (о борьбе с плотскими похотями). Говорено 5 июля 1845 г.

Возлюбленный, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу. 1Пет.2:11

Из предстоящих здесь не многие ли находятся на месте сем, как пришельцы из других, более или менее отдаленных мест, пришедшие к единому здешнему вековому обитателю, который сделался благодетелем для множества пришельцев и странников, потому что сам умел быть пришельцем и странником? Но и те, которые находятся здесь как нынешние обитатели сего места, откажутся ли от наименования пришельцев, если вспомнят, что Давид в своем доме, в своем царственном граде, на своем престоле признавал себя пришельцем у Бога, равно как и всех отцев своих? Преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс.38:13).

Итак, братия пришельцы и странники! Приимем от страннолюбивого апостола Петра то, что подает он пришельцам и странникам. Как напутствие, как руководство и охранение от заблуждений, как оружие против опасностей странствования, подает он нам свое богодухновенное наставление. Возлюбленнии, - пишет он, - молю, яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу.

Что значат в наставлении апостольском плотские похоти, можно понять из самых сих слов, только не вполне. Похоть есть желание, но не всякое желание есть похоть. Похоть есть как бы хотение после хотения, желание, простертое далее пределов естественного желания, страстное, не управленное законом, порядком и умеренностью. Похоть плотская, собственно, есть беспорядочное желание плотских, чувственных удовольствий в противоположность воздержанию, трезвости, целомудрию.

Как святой Петр остерегает нас от похотей, яже воюют на душу, то, чтобы нам лучше узнать сих опасных врагов, призовем на помощь и других священных писателей. Апостол Павел пишет, что спасительная благодать Божия научает нас, да, отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем (см.: Тит.2:11-12). Здесь встречаем наименование мирских похотей, в которых, впрочем, заключаются и плотские, потому что им противополагается целомудренное житие. Апостол Иаков пишет: Похоть заченши раждает грех (Иак.1:15). Из сего надлежит заключить, что похоти так же многообразны, как многообразны грехи. Апостол Иоанн пишет: Все, еже в мире, похоть плотская и похоть очима и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть (1Ин.2:16). Святой Иоанн для удобнейшего обозрения воюющих на нас похотей указует три главных их отряда. Это, во-первых, похоть плотская, о которой мы уже дали понятие; во-вторых, похоть очима, неудерживаемое желание несытых глаз, которое предметами видимого мира хочет не пользоваться благоразумно, а жадно наслаждаться или завладеть, - любостяжание, любовь к суетным украшениям, страсть к зрелищам; в-третьих, гордость житейская, желание превозносить себя над другими, а других видеть ниже себя, склонность величаться и тщеславиться некоторыми преимуществами видимого и временного мира, частью достойными некоторого уважения, как то: родом, званием, знанием, делами необыкновенными; частью суетными и ничтожными, как то: богатством, пышностью и роскошью. Все сии виды похотей могут быть названы плотскими, как названы у апостола Петра, потому что их источник и цель есть плоть, а не дух, и мирскими, как у апостола Павла, потому что берут себе пищу из видимого и временного мира.

Из сказанного доселе можно усмотреть, как многозначительно краткое увещание апостола: Огребатися от плотских похотей. Он учит удаляться от невоздержания, от нетрезвости, от плотоугодия, от любостяжания, от любви к суетным украшениям, от страсти к зрелищам, от гордости, от тщеславия, от желания унижать перед собою других, которое легко перейти может и в желание зла ближним. И при том учит удаляться не только от дел, в которых проявляются сии страсти и пороки, но и от беспорядочных и страстных желаний, не произведенных в дело, от похотей, еще не родивших греха действительного. Дело порочное оскверняет всего человека, от души до тела, которое более или менее служит порочному делу, но чистый от внешнего порочного дела еще не весь чист, если в душе его гнездится похоть плотская или мирская. Если вы, христиане, по слову апостольскому, храм Божий есте (1Кор.3:16) и храм Божий свят есть, иже есте вы (17)

Люди обыкновенные не видят сей внутренней нечистоты, но ее видит сердцеведец Бог, и ангелы Его, и души святых, которых внутренние очеса открыты. Если стыдимся, когда подобные нам люди видят обнаруженную нечистоту наших дел, да стыдимся тысячекратно более, когда Всечистый Бог и Его святые видят в нас сокровенную нечистоту страстных помыслов и похотных желаний. То, что во внешнем деле греховном представляется отвратительным даже для людей, которые сами не без порока, уже заключается во внутренней похоти, как трава в семени, как порождение в зародыше, потому что похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть (Иак.1:15). Итак, поспешайте извергать из души не разродившуюся еще нечистоту, чтобы она, раскрывшись, не посмрадила всего вашего существа. Поспешайте полоть едва возникающие из земли сердца плевелы, чтобы они, возросши, не подавили пшеницы. Поспешайте сокрушать яйца змеиные, пока не родился ядовитый и смертоносный змий. Поспешайте изринуть из внутреннего святилища идол страстного помысла и похотного желания, пока он не потребовал убийственных жертв. Молю огребатися от плотских похотей.

Братия! Не будем холодны к увещаниям любви и кротости! Святой Петр мог бы учить со властию, как апостол, или говорить равнодушно, как беспристрастный, но он лучше восхотел облечь свое слово любовию и смирением: возлюбленнии, молю вы.