Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

И что же? Если такое достоинство нам уже приписывается, не должны ли мы или поддержать оное, поколику действительно имеем, или подвизаться приобрести, поколику не чувствуем в себе оного в силе и действии? Для сего точно и указует нам апостол на высоту нашего христианского достоинства, чтобы с сей высоты указать обязанность, к которой он нас призывает, и подвигнуть к исполнению сей обязанности: Вы род избран, царское священие, язык свят, люди обновления. Но для чего даны вам такие преимущества? Яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет.

Вся содела Господь Себе ради, - сказует избранный ведец дел Божиих Соломон (Прит.16:4). Не потому Себе ради, чтобы нужду имел в творении Творец, и без него вседовольный Сам в Себе, но потому Себе ради, что для творения нельзя назначить иной решительной цели, если надобно сделать оное совершенным и блаженным. Поелику в Боге источник жизни и блаженства для твари, то и должна она к Богу взирать и стремиться для Бога жить и действовать, чтобы таким образом непрерывно почерпать от Него жизнь и блаженство.

Но что значит жить и действовать для Бога? Можно сделать что-нибудь для человека, и это будет нечто значить для него. Сыну человеческому правда твоя, - говорит глубокомысленный друг Иова (Иов.35:8). Но для Бога бесконечного что значит действие твари, всегда ничтожной пред Ним? Что даст Ему или что из руки твоея возмет (7)? Что можешь для Него сделать? Можешь простираться к Богу не как дающий, но как приемлющий даруемое. Можешь верою отверзать Ему свое сердце, как поток отверзает свое недро изливающемуся в него источнику. Можешь соответствовать Дарующему верным хранением даруемого и употреблением по воле Его. Можешь возносить к Богу мысли исповедания Его совершенств, и даров, и чувствования удивления, любви, благодарения, подобно как цветок возносит к небу благоухание, возбужденное влиянием неба.

И сие-то есть вообще прославлять Бога и в особенном отношении к вам, христиане, возвещать добродетели вас Призвавшаго в чудный Свой свет.

И что может быть свойственнее сего назначения? Как естественно потоку во всем течении своем представлять то, что принял он от источника, так же свойственно человеку во всем течении своей жизни являть то, что приял он от всеблагого и премудрого Бога, частью в сотворении, наипаче же в благодатном обновлении чрез Христа, и таким образом возвещать Божии совершенства и добродетели. Как свойственно привитому дереву приносить благородный плод по силе, сообщенной ему привитием, так же свойственно христианину, которому верою и таинством привита Божественная сила Христова, приносить плод духовный и тем прославлять Бога по слову Самого Христа: О сем прославися Отец Мой, да плод мног сотворите (Ин.15:8).

Что может быть и справедливее сего назначения? Если все, что вы имеете, имеете от Бога, если особенно чрез Христа призвал Он вас в чудный Свой свет, от тьмы неведения во свет истины, от тьмы греха во свет благодати и правды, от тьмы оскверненной и смущенной совести во свет совести очищенной и мирной, от тьмы смертной во свет жизни, - то в чем вы можете отказать Ему в воздаяние за толикие дары? Как же еще умеренно требование, чтобы вы, не отъемля их у себя, употреблением посвятили оные Даровавшему и таким образом возвещали добродетели вас Призвавшаго в чудный Свой свет!

Что может быть и счастливее сего назначения? Имеющие чувство доброго и прекрасного не потребуют доказательства на то, что теперь скажу. Высшая степень счастья есть благотворить, а вторая по сей степени - быть благодарным. Итак, если человек, облагодетельствованный человеком, живее чувствует свое счастье, когда возвещает добродетели своего благодетеля, то возвещать добродетели Призвавшаго вас в чудный Свой свет и тем распространять сей свет не есть ли больше, нежели счастье? Не есть ли это само блаженство?

Если же кто, несмотря на все сие, уклоняется от назначения прославлять Бога и возвещать Его добродетели, таковому должны мы указать, что он выходит из порядка всех созданий Божиих, потому что это есть их всеобщее назначение, хотя разнообразно исполняемое по разнообразию и степеням тварей.

Что делают там, в невидимом Небе, ближайшие предстоятели Престола Вседержителя? По сказанию тайновидца, покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель (Отк.4:8). Что значит покоя не имут? Не то, чтобы они изнурялись непрестанными славословиями, как трудом без отдыха, но то, что, находя в словословиях радость и блаженство, не желают прекратить словословия, как не желают прекратить радость и блаженство. Если бы на сие кто сказал, что это выше нас, то сему, некстати боящемуся высоты, я бы ответствовал, что и в невысокой нашей жизни на земле мы должны готовиться к высокой жизни Небесной, потому что земля есть рассадник и училище для Неба, и потому надобно нам обучать себя хотя некоторым начаткам того, что делают на Небе, чтобы оно после жизни земной не отвергло нас, как неспособных.

Но, если угодно, понизим взор. Что делают сии, видимые небеса? Ты, может быть, не слышишь, но чуткий и верный слух пророка слышит, что небеса поведают славу Божию (Пс.18:2).

Сойдем еще ниже, к тварям земным и даже к низшим между земными. Не слышим ли в псалме, к чему призывает их Пророк? Хвалите Господа от земли... змиеве и вся бездны, огнь, град, снег, горы, холми, древа, зверие, скоти, птицы (см.: Пс.148:7-10). Если призывает, то, конечно, видит в них способность и знает их назначение хвалить Господа.

Итак, когда видимые небеса, которым Бог не даровал слова, тем не менее поведают славу Божию, какая превратная несообразность, если не поведает ее свойственным себе образом словесное творение Божие! Если все земные, даже низшие, твари хвалят Господа, то не ниже ли всех их сам себя поставляет человек, когда не возвещает добродетелей своего велико даровитого Творца Промыслителя?

Род избранный! Береги себя от нравственного унижения. Тщательно испытывай себя, христианин, возвещаешь ли ты своею жизнью добродетели Призвавшего тебя в чудный Свой свет. Если и добродетели, но только твои собственные возвещаешь ты голосом явного или шепотом тайного тщеславия, ты уже не на высоте языка святого. Что ж, если жизнь твоя обнаруживает мало добродетели, много суеты, немало порока? Достойно ли это тебя? Не говорю: достойно ли твоего Бога?

Прежде нежели скажешь слово, испытай, какое будет его действие. И еще строже: прежде нежели сделаешь дело, испытай, что будет оно говорить, ибо дела говорят сильнее слов.