Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Спастися в обыкновенном употреблении сего слова - значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели. Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомского. В высшем духовном разуме спастися - значит избавиться от врага-диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечного правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, идеже червь не умирает, и огнь не угасает (Мк.9:44), где жизнь и бессмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею. Кто таким образом спасется от всякого зла, того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство.

Жесточайший враг спасения нашего есть отчаяние. И поелику Бог никого в сей жизни не присуждает к отчаянию, объявив торжественно чрез пророка, что не хощет смерти грешника, сколь ни тяжки грехи его, но еже обратитися и живу быти ему (см.: Иез.33:11), и поелику человек сам своим упрямством и гордостью порождает в себе отчаяние, то у человека, отчаивающегося в своем спасении, нет врага столь жестокого, как он сам.

За желанием спасения и сознанием возможности оного естественно следует помышление о средствах достигнуть оного. Вышнее начало нашего спасения есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, как свидетельствует Его возлюбленный ученик, яко Отец посла Сына Спасителя миру (1Ин.4:14). А соответствующие сему началу средства со стороны человека суть вера, действующая любовно, и употребления таинств Церкви, по реченному самим Господом: Иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк.16:16).

Сколь ни совершенны и действительны сии средства спасения, но поелику в приспособлении оных к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения, то для устранения сих препятствий и для препобеждения сих затруднений вновь требуются некоторые вспомогательные средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: Претерпевый до конца, той спасен будет. Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.

Христос Спаситель поставляет терпение в ближайшем соотношении с гонениями за имя Его. Се Аз, - говорит Он, - посылаю вас, яко овцы посреди волков; - предадят вы на сонмы; и на соборищах их биют вас; - и будете ненавидимы всеми имене Моего ради; претерпевый же до конца, той спасен будет (см.: Мф.11:16-22). Гонение за истинную веру есть открытое и торжественное поприще терпения, и славный в Церкви чин претерпевших до конца и спасшихся суть святые мученики.

Но что же мы, живущие в такие времена, когда нет гонений за имя Христово, когда, как говорит святой Златоуст, "ни раны, ни узилища, ни князи, ни сонмища, ни ино что от таковых належит нам, но и сопротивное все; мы начальствуем и обладаем, ибо цари благочестивии, и чести многи Христианом?" Пожалеем ли, что нам не дано участия в подвиге и в славе терпения мученического? Это было бы, может быть, самонадеянно и дерзновенно. Или порадуемся, что можем обойтись без подвига? Это было бы неблагородно, а притом и погрешительно. Начальник нашего спасения преподал учение о спасительном тернии вслед за предречением о гонениях за веру по естественной последовательности, но сим не ограничил области терпения. Он обещал спасение претерпевшему до конца, но никогда не обещал спасения нетерпеливому или не испытанному в подвиге терпения. Посему все мы, если желаем спастися, должны стяжать терпение и сохранить оное до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет.

Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире. С терпением человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что не менее бедственно, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и веки.

Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где, по-видимому, совсем нечего терпеть? Поверите, если размыслите.

Недостало терпения - и прародители пали и с собою низринули весь будущий род человеческий.

По сравнению с раем надобно ли изъяснять, сколько нужнее терпение на земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы в терпении стяжавал душу свою? (см.: Лк.21:19). Для чего всеблагий Бог изрек сие строгое определение: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя... в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт.3:16,19)? Конечно, не для того, чтобы открыть случай нетерпению или ропоту, но для того, чтобы ввести человека в подвиг спасительного терпения.

Если бы терпение имел Каин во время своего унижения пред младшим братом при жертвоприношении, он, без сомнения, поискал бы средства поправить свое неприятное положение в усерднейшем впредь служении Богу, а не в братоубийстве, и человек, может быть, долго бы еще не изобрел тягчайшего из преступлений - человекоубийства.

Дерзнем сказать и о блаженной Сарре нечто не к славе ее, ибо и в облагодатствованных душах иногда видны немощи природы, подобно как в солнце - темные пятна, но для внимательных и немощи сих душ поучительны, подобно как их добродетели. Если бы супруга отца верующих имела довольно терпения, несмотря на свое продолжительное неплодство, спокойно ждать исполнения обетования Божия о семени Авраама, когда и как восхощет Обетовавший, если бы она не поспешила испросить себе у Авраама сына от рабыни, не было бы Сарре скорби и затруднений от Агари, не было бы Исмаила, неблагоприятного Исааку, не было бы агарян, враждебных естественному и духовному семени Авраама.

Если бы у израильтян при Синае достало терпения на сорок дней, чтобы ничего не предпринимать в ожидании разрешения неизвестности о Моисее, умедлившем на горе, они не запятнали бы себя идолослужением золотому тельцу при самом, так сказать, подножии Престола истинного Бога, Законодателя. Вообще недостаток терпения был источником их преступлений и бедствий во время странствования их в Аравийской пустыне.

Саул во время опасности от врагов имел терпение семь дней ждать пророка Самуила для совершения жертвоприношения по повелению Божию, но у Саула недостало терпения только на несколько еще часов: он совершил жертвоприношение без пророка и пророк явился уже не для того, что бы призвать ему Божию помощь, но чтобы объявить ему лишение благодатного избрания Божия.