Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где, по-видимому, совсем нечего терпеть? Поверите, если размыслите.

Недостало терпения - и прародители пали и с собою низринули весь будущий род человеческий.

По сравнению с раем надобно ли изъяснять, сколько нужнее терпение на земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы в терпении стяжавал душу свою? (см.: Лк.21:19). Для чего всеблагий Бог изрек сие строгое определение: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя... в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт.3:16,19)? Конечно, не для того, чтобы открыть случай нетерпению или ропоту, но для того, чтобы ввести человека в подвиг спасительного терпения.

Если бы терпение имел Каин во время своего унижения пред младшим братом при жертвоприношении, он, без сомнения, поискал бы средства поправить свое неприятное положение в усерднейшем впредь служении Богу, а не в братоубийстве, и человек, может быть, долго бы еще не изобрел тягчайшего из преступлений - человекоубийства.

Дерзнем сказать и о блаженной Сарре нечто не к славе ее, ибо и в облагодатствованных душах иногда видны немощи природы, подобно как в солнце - темные пятна, но для внимательных и немощи сих душ поучительны, подобно как их добродетели. Если бы супруга отца верующих имела довольно терпения, несмотря на свое продолжительное неплодство, спокойно ждать исполнения обетования Божия о семени Авраама, когда и как восхощет Обетовавший, если бы она не поспешила испросить себе у Авраама сына от рабыни, не было бы Сарре скорби и затруднений от Агари, не было бы Исмаила, неблагоприятного Исааку, не было бы агарян, враждебных естественному и духовному семени Авраама.

Если бы у израильтян при Синае достало терпения на сорок дней, чтобы ничего не предпринимать в ожидании разрешения неизвестности о Моисее, умедлившем на горе, они не запятнали бы себя идолослужением золотому тельцу при самом, так сказать, подножии Престола истинного Бога, Законодателя. Вообще недостаток терпения был источником их преступлений и бедствий во время странствования их в Аравийской пустыне.

Саул во время опасности от врагов имел терпение семь дней ждать пророка Самуила для совершения жертвоприношения по повелению Божию, но у Саула недостало терпения только на несколько еще часов: он совершил жертвоприношение без пророка и пророк явился уже не для того, что бы призвать ему Божию помощь, но чтобы объявить ему лишение благодатного избрания Божия.

Если сии примеры страшны, потому что показывают, как легко погрешить против терпения и как тяжки последствия ОТ сего, то утешим и ободрим себя другими очевидными опытами того, как можно в самых трудных обстоятельствах сохранить терпение и как благотворны от сего последствия.

Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение!

Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение!

Какие многообразные роды истязаний, мучений, смертей нарочно изобретены были врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских мучеников! И как чудно совершалась в их немощи сила Божия, то спокойным и даже иногда безболезненным перенесением мучений, то внезапным исцелением ран, то карательными действиями над мучителями, то духовною победою, превращавшею самих мучителей в христиан!

И, кроме мученичества, как много и долго претерпевали многие подвижники благочестия, которые, по верному для прошедших и последующих времен изображению апостола, проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени... в пустынех скитаюшеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных (Евр.11:37-38)! И от тощих по-видимому семян самоотвержения, добровольных лишений, претерпеваемых искушений при орошающих слезах и теплоте молитвы какие обильные в них являлись и являются плоды добродетелей, дарований духовных, благодатной силы и славы еще на земле ненебесной, а потом и из затворенного для нас неба благотворно просиявающей на землю!

Сказанному теперь ты даешь очевидное и неумолкающее свидетельство. Преподобие отче Сергие! Свидение твое да уверится зело (см.: Пс.92:6) в сердцах наших, дабы видимые у тебя славные плоды побуждали нас заимствовать у тебя хотя несколько добрых семян, от каких оные прозябли, дабы и мы возлюбили самоотвержение, добровольные лишения, благодушие в искушениях, дабы и мы в посильную меру стяжавали добродетели, простирались к дарованиям, достигали спасения, терпя настоящая мужественне, веселяся будущими.

Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, ни дарования духовного, ни спасения, ибо Царствие Небесное нудится (Мф.11:12).