Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Если сии примеры страшны, потому что показывают, как легко погрешить против терпения и как тяжки последствия ОТ сего, то утешим и ободрим себя другими очевидными опытами того, как можно в самых трудных обстоятельствах сохранить терпение и как благотворны от сего последствия.

Какие лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение!

Какие жестокие и продолжительные гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение!

Какие многообразные роды истязаний, мучений, смертей нарочно изобретены были врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских мучеников! И как чудно совершалась в их немощи сила Божия, то спокойным и даже иногда безболезненным перенесением мучений, то внезапным исцелением ран, то карательными действиями над мучителями, то духовною победою, превращавшею самих мучителей в христиан!

И, кроме мученичества, как много и долго претерпевали многие подвижники благочестия, которые, по верному для прошедших и последующих времен изображению апостола, проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени... в пустынех скитаюшеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных (Евр.11:37-38)! И от тощих по-видимому семян самоотвержения, добровольных лишений, претерпеваемых искушений при орошающих слезах и теплоте молитвы какие обильные в них являлись и являются плоды добродетелей, дарований духовных, благодатной силы и славы еще на земле ненебесной, а потом и из затворенного для нас неба благотворно просиявающей на землю!

Сказанному теперь ты даешь очевидное и неумолкающее свидетельство. Преподобие отче Сергие! Свидение твое да уверится зело (см.: Пс.92:6) в сердцах наших, дабы видимые у тебя славные плоды побуждали нас заимствовать у тебя хотя несколько добрых семян, от каких оные прозябли, дабы и мы возлюбили самоотвержение, добровольные лишения, благодушие в искушениях, дабы и мы в посильную меру стяжавали добродетели, простирались к дарованиям, достигали спасения, терпя настоящая мужественне, веселяся будущими.

Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, ни дарования духовного, ни спасения, ибо Царствие Небесное нудится (Мф.11:12).

Хочешь ли по заповеди Христовой стяжать совершенную любовь, объемлющую и врагов? Размысли, как сие возможно. В людях встречаешь ты часто недостатки, нередко пороки, иногда и ненависть к тебе, а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, к взаимной ненависти, а не к любви. Как же стяжать любовь ко всем? Если решишься и приобучишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то можешь возлюбить всех, не преставая ненавидеть пороки, а без терпения не можешь.

Хочешь ли, по апостолу, быть чадо послушания (1Пет.1:14) ? Размысли, как сие возможно. Если начальствующий или старейший будет тебе повелевать только то, чего ты и сам желаешь, то ты будешь исполнять свою волю, исходящую из уст другого. Трудно признать здесь добродетель послушания. Послушание несомнительно тогда, когда ты очевидно не своему следуешь мудрованию и не своим желаниям, но рассуждению и воле повелевающего. Посему надобно, да и неизбежно, чтобы тебе нередко повелеваемо было то, что тебе не по мысли, не по желанию, не по вкусу, что тягостно для твоей неги, непокойно и обременительно для твоей беспечности, но, чтобы сие исполнить без противления, без прекословия, без ропота, для сего нужно терпение. Итак, если имеешь терпение, то можешь иметь послушание, а без терпения не можешь.

Подобно сему, и всякая добродетель требует некоторых лишений, труда, подвига, брани против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчиваемой победою, и, следственно, требует терпения. Если поколеблется терпение, не устоит и другая добродетель. И поелику добродетель есть обязанность всей жизни до конца, то и терпение есть потребность всей жизни до конца, если человек не хочет подвергнуться грозному определению Божию, провозглашенному пророком Иезекиилем: Аще совратится праведник от правды своея, и сотворит неправду по всем беззаконием, яже сотворил беззаконник, вся правды его, яже сотворил есть, не помянутся; в преступлении своем, имже преступи, и во гресех своих, имиже согреши, в них умрет (Иез.18:24).

И после правды можно умереть во грехах, и умереть вечно! Как опасно такое положение! Какая посему потребна осторожность! А как часто мы забываем опасность и не думаем об осторожности! Слово Божие, совесть, советы добрых людей, указания Провидения подвизают нас на путь правды, и мы с жаром вступаем в духовный подвиг, но потом время охлаждает жар. Труд подвига утомляет, искушения расстраивают, некоторые успехи в добре располагают к беспечности - словом, недостает терпения и постоянства, и наченшие духом нередко плотию скончавают.

Братие, подвижники веры и добродетели! Братие, подвижники самоотвержения и креста! Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса (Евр.12:1,2), и с терпением да продолжим оный до конца. Претерпевый же до конца, той спасен будет. Аминь.

Слово в день памяти Святителя Алексия, 1853 г.[105]