Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Правде научитеся, живущии на земли (Ис.26:9).

Начальствующим есть о правде напоминание Соломона: С правдою уготовляется престол начальства (Притч.16:12).

Так благотворное действие правды от начальствующего простирается на весь круг его действования, и если остаются сынове неправды и беззакония, то они скрываются, как ночные птицы, не смея показаться и искать себе добычи при господствующем свете правды. Так с правдою уготовляется престол начальства, то есть начальство является твердым и удовлетворяет своему назначению в обществе.

В соответствии правде начальствующих, правда подчиненных действователей власти должна проявлять себя наипаче верностию в исполнении обязанностей и поручаемых им дел, прямодушием пред начальством, представлением начальству точных сведений о состоянии людей и дел, стремлением к общей пользе, без уклонения к своекорыстию. Желание представить начальству в блеске свою деятельность и закрыть от него темную сторону дел ослабляет истинный благотворный свет и увеличивает вредную силу мрака. Своекорыстие есть червь в плоде общественной пользы: червь скрытно точит, и плод увядает, и падает на землю.

Чтобы не длить слова, некоторым состояниям общества, более простым, свойственную им правду поспешно укажем перстом Апостольским.

Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех (Кол.4:1).

Елицы суть под игом раби, своих господий веяния чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение (1Тим.6:1).

Чада, послушайте своих родителей: сие бо есть праведно (Еф.6:1).

Отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте их в наказании и учении Господни (Еф.6:4).

Для всех и каждого доступное прямое мерило правды есть совесть, выпрямляемая словом Божиим. Вся, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им (Мф.7:12). Вот правда Христова, всякому понятная, для всех благотворная!

Сейте себе - заключаю с Пророком - сейте себе в правду, и вследствие того соберите плод живота. Просветите себе свет ведения, дондеже время. Взыщите Господа, дондеже приидут вам жита правды (Ос.10:12). Жатва обильно посеянной частным и общественным трудом правды есть истинный мир, прочное благоденствие и спасение вечное. Аминь.

Беседа в день тезоименитства благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны, 1855 г. [10]

Святые, живущие во славе небесной, в высокой и вечной славе, яже от Бога, без сомнения, не имеют нужды в славе земной, в ничтожной славе от человеков. Для чего же святая Церковь узаконила церковные воспоминания Святых и празднования их памяти? Разрешение сего вопроса можно почерпнуть из самых чиноположений церковных для сих памятей и празднований. Состав сих чиноположений наполняют главным образом два предмета: во-первых, воспоминание жития, подвигов и добродетелей Святых, во-вторых, призывание их молитв о нас к Богу. Очевидно, что Матерь Церковь воспоминанием их жития, подвигов и добродетелей желает дать нам наставление и побуждение к Богоугодному житию и к душеспасительным подвигам, а призыванием их молитв о нас поставляет их небесную молитву как бы лестницей для удобнейшего восхождения наших земных, немощных, недостойных молитв к пренебесному мысленному жертвеннику Божию.