Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Дадите славу Богови! (Пс.67:35) Прославите Бога в телесех ваших и в душах ваших! (1Кор.6:20) Аминь.

Слово на второй день праздника Рождества Христова, 1814 г.[135]

Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е (Мф.2:13)

Чудно и ужасно! Ангелы, которых естества не приял Сын Божий, торжествуют Его на земли рождение, Ангелы стараются спасти жизнь пришедшего спасти человеков, а человек, для которого Сын Божий соделался сыном человеческим, ищет погубить своего Спасителя. Воинство Небесное проповедует на земле мир, но вместо того начинается неслыханная война: с одной стороны царь Ирод и весь Иерусалим, с другой - Отроча Иисус и Его телохранители, все младенцы Вифлеемские.

Правда, царь не победил Отрочате: воинство младенцев не предало Вождя своего в руки врагов, но своею кровью пожертвовало за жизнь всеобщего Искупителя - напротив того, невидимая месть постигла Ирода и его соумышленников: Изомроша ищущии души Отрочате (Мф.2:20). Но сия победа не принесла мира, ниже безопасности Победителю. Иосиф не дерзает даже ввести Его в отеческий град: Убояся тамо ити (Мф.2:22).

После сего уже неудивительно, что возраст Отрочате Христа принесет ему новые брани, новые опасности. Едва Он явится миру, все видное в мире возжелает затмить славу Его. Фарисеи, книжники, священники, князи, судии, правители обратят против Него каждый свое оружие. Когда же победа возведет Его на небеса, все земные силы, народ и вельможи, мудрецы и кесари подвигнутся для истребления от земли мирного Царства Его. Кровопролитие, начатое в Вифлееме, обагрит царства и веки.

Возвращаясь от воспоминания сих печальных событий, с каким утешением успокаивается дух при виде великих и сильных земли, смиряющихся пред Отрочатем Вифлеемским, полагающих лучшую славу свою в служении Ему, ищущих своего веселия в Его Евангелии!

Но что такое, Христиане, так долго раздражало и, может быть, частью еще раздражает людей против Иисуса Христа в самые дни крепости Своея кроткого и незлобивого, как отроча, и заповедавшего всем своим последователям, да будут яко дети (Мф.18:3)? Любовь к миру, ответствует представленный ныне в Евангелии пример Ирода и дает нам случай свидетельствовать против сей любви, колико суетной, толико вредной и богопротивной.

Не будем говорить о той любви к миру, в которой и самый мир, согласно с Евангелием, признает вражду против Бога. Будучи обличаема сама собою, она не требует посторонних обличений. Есть иная любовь к миру, которая по видимому примиряется с любовью к Богу, которая соглашается приносить жертвы Богу, только чтобы ей не возбранялось принимать жертвы от мира; готова творить дела человеколюбия, только чтобы мир видел и одобрял их; даже любит ходить в храмы богослужения, только чтобы мир за нею последовал. С сей-то лукавой и притворной любви должно снять личину, ее украшающую, и повергнуть оную под строгий суд, произносимый Евангелием на всякую любовь мира без исключения: Любы мира сего вражда Богу есть (Иак.4:4).

Тех, которые при самом желании своем принадлежать Богу, не могут еще отторгнуться от мира, привязывает к нему наипаче троякий узел: прелесть его благ, сила его примеров и надежда совместить с любовью к миру служение Богу. Слово Евангелия как духовный меч рассекает сие сплетение обманов и открывает свободному оку суетность благ мира, опасность его примеров и тайное семя вражды против Бога, заключенное в самой, как говорят, невинной любви к миру.

Но Дух Божий, который приходит обличить мир (Ин.16:8), предупредил сие затруднение, воздвигнув Себе свидетеля, которого нельзя упрекать ни дерзостью, ни пристрастием, ни неведением и неопытностью. Мудрейшего и счастливейшего из царей Он облек званием Екклесиаста, то есть проповедника, и вдохнул ему слово суда на всякое благо, счастье и славу мира. Что же проповедует сей царственный проповедник? Суета суетствий, рече Екклесиаст, суета суетствий, всяческая суета. Видех всяческая сотворения сотворенная под солнцем: и се, вся суетство и крушение[136] духа. Се, аз возвеличихся и умножих мудрость паче всех, иже быша прежде мене во Иерусалиме: и уразумех аз, яко и сие есть крушение духа. Рекох аз в сердце моем: прииди убо, да тя искушу в веселии, и виждь во блазе: и се, такожде сие суетство. И призрех аз на вся творения моя, яже сотвористе руце мои, и на труд, имже трудихся творити. И се, вся суета. И возненавидех аз всяческая мира (Еккл.1:2,14,16,17; 2:1,11,18).