Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Что речем на сие, братия? Ей, Богоносный отче наш и наставниче! Буди нам по глаголу твоему. Аминь.

Слово на память Преподобного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца (о попечениях земных и небесных[154]). Говорено в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 25 сентября 1823 г.[155]

Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам Мф.6,33

Сколь многого ищет человек в мире, и, как кажется ему, ищет по необходимости. Например, пищи, одежды, жилища, безопасности, а для приобретения и обеспечения сих первых потребностей - денег, изобилия, власти, чести. Сколько разнообразных средств употребляет для достижения своих целей! Как то: разум и труд, силу и хитрость, дерзость и низость. И как часто жалуется он, что искомое не находится или найденное не удовлетворяет, что средства не приводят к цели и достиженная цель не вознаграждает за средства, для нее употребленные! Какое же было бы счастие найти тайну - одним способом удовлетворять всем потребностям, одним средством достигать всех вожделенных целей!

Сию тайну действительно открывает нам Иисус Христос, когда говорит: Ищите прежде Царствия Божия... и сия вся приложатся вам. Позаботимся, как бы нам утвердиться в сем учении, которое должно избавить нас от всякой заботы. Не пецытеся, - говорит Он, - душею вашею, что ясте, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся. - Не скрывайте себе сокровищ, на земли (Мф.6,25,19). Не заботьтесь ни о чем таком, о чем обыкновенно люди заботятся; предпочитайте всем заботам одну, одного и ищите паче всего - ищите прежде Царствия Божия. Все прочее, чего ищут люди, найдется и будет приобретено само собою, сия вся приложатся вам.

Поелику сие учение соединяет в себе все выгоды для жизни временной и вечной и, несмотря на то, есть люди, которые давно знают оное, а никогда оному не следуют, то должно заключать, что почитают оное или несбыточною баснею, или неразрешимою загадкою или не верят, что можно исполнить оное и получить плод, в нем обещаемый, или не понимают и не надеются понять, как можно исполнить оное. Против сей - вознамеренной ли или необдуманной, явно произносимой или кроющейся в делах сынов века сего, - клеветы и хулы на истину христианскую что скажем мы в защищение истины? Можем и ничего не сказать без вреда для истины, особенно здесь, где я говорю сие, - ничего, разве еще одно слово Христово: Оправдися премудрость от чад своих (Мф.11,19). Ты, истинное чадо Христова духа, нам же по духу отче, если по духу твоему жительствуем. Ты, богомудрый Сергие, делом оправдал и оправдываешь премудрость Божию, представляя нам в себе опытно и учение Христово, и образ исполнения оного, и плоды верного последования оному. Паче всего ища Царствия Божия и правды Его, ты оставил все: дом, родителей, наследие, - пришел сюда, в пустыню ненаселенную, невозделанную, безлюдную, беспомощную, не пекся, что яси, или что пиеши, или во что облечешися; отрекся от земного сокровища и тогда, когда оно предлагаемо было тебе как священное украшение и благословение святителя. В сем устранении от всякого попечения о земном, что ты обрел Царствие Божие, сие мы не только знаем от свидетелей жития твоего, но и сами видим даже доныне, поелику оно являлось и еще является в тебе чрез дары прозорливости, нетления, исцелений и чрез другие чудесные дарования Святого Духа. А что к сим вожделенным дарам приложилось и все, о чем ты отложил попечение, о сем свидетельствует все в процветающей доныне пустыне твоей, и самое камение здесь вопиет о сем, ибо нет иной силы, которая бы все сие могла создать, сохранить, защитить, возвысить, обогатить, прославить, как сила Царствия Божия, в тебе живущая.

Так чада премудрости, которая не имеет в них недостатка, оправдывают учение Христово делом и опытом, без сомнения, сильнее всякого слова и рассуждения. И подумаем мы, неуспешные ученики той же премудрости, не осуждают ли они нас своею деятельною мудростию, подобно как некогда Ной осудил весь первый мир не иным каким судом, как только своею деятельною верою (см.: Евр.11,7), - не осуждают ли нас примером своим и не делают ли безответными пред Богом, если мы знаем учение, видим исполнение оного - следственно, не можем с основательностью сказать ни того, что оно несбыточно, ни того, что непонятно; и все, однако, не последуем оному полною верою и точным послушанием, все печемся о земном, не ищем Царствия Божия или не прежде всего ищем Царствия Божия и правды Его?

Сыны века сего, которые, по отзыву о них самой Премудрости, в своем роде еще мудрейши суть паче сынов века оного, думают, что и у них есть свое оправдание против сего суда сынов премудрости. Не всем же, говорят они, оставить мир и пойти в пустыню. И мир создан для человеков - для чего же и миром не пользоваться? Наши звания в обществе земнородных, по необходимости заставляют нас пещися о земном. И Самому Богу, Который дал нам предусмотрительность, искусство, силу, было ли бы угодно, если бы мы, оставя все сие без употребления, вздумали ожидать беспечно, чтобы сами собою пришли нам пища в уста и одежда на рамена и чтобы жилище для нас без нас создалось вокруг нас и над нашею головою? Но что говорит о сих и сим подобных земных мудрованиях небесная Премудрость? Вот что говорит Слово посредством Своего гласа, вопиющего в пустыне: Сый от земли, от земли есть, и от земли глаголет (Ин.3,31). И еще чрез пророка: Мудри суть, еже творити злая, благо же творити непознаша (Иер.4,22). То есть кто живет только по земному рождению, в плотском и душевном человеке, а не по небесному рождению от Духа Божия, в том земное только и открывается и действует, и потому если он защищает и оправдывает земные дела, то сим оказывается только его земное свойство и не доказывается достоинство самых дел. Мудрствующие земное могут остроумно давать благовидность даже злым делам, которые они любят и которых не хотят оставить, между тем как истинное добро, для которого они не делают никакого подвига, хотя и близко и доступно, пребывает выше их познания и чувства, они не имеют в нем убеждения, потому что не старались найти в нем вкуса.

Не забудем, ученики Небесного Учителя, что Грядый с небесе над всеми есть (Ин.3,31), что, как существом Своим Он выше всякого иного существа, так и Его учение выше всякого мудрования. Восставать против небесного учения сомнениями и прекословиями - значит метать стрелы на небо: небо не страшится от них ран и не имеет нужды отражать оных - они опасны для тех самих, которые пускают их над главами своими. Не испытанием и состязанием, но верою и послушанием достигаются успехи в небесном учении: Веруеши - узриши - таков порядок Божественного просвещения! Темное объясняется, трудное облегчается, несообразимое приводится в согласие, невозможное становится возможным, когда решимся однажды навсегда не заповедь Христову применять к нашей воле, но волю нашу предать Христу и Его заповеди - аще кто хощет волю Божию творити, разумеет о учении (Ин.7,17).

К чему помыслы многие? К чему суетные умствования о суете? К чему выисканная забота о том самом, как оставить заботу? Пригвозди ум к слову Христову; с умом не разделяй сердца, дел и всей жизни; не попускай воображение бродить между Царствием Божиим, к которому призывает Христос, и между царствиями мира, которые показывает сатана; не мечтай, чего сатана желает, но действуй, чего Христос требует: Ищите Царствия Божия.

Если с таким расположением хотя мало углубимся в учение о искании Царствия Божия предпочтительно пред всяким земным исканием, тотчас увидим, что небесная премудрость не оставляет никакого места тем недоумениям, которые силится противопоставить ей земное мудрование. Ищите, - говорит она, - прежде Царствия Божия. Прежде - следственно, после Царствия Божия не возбраняется искать и того, что необходимо для земного нашего пребывания, следственно, искание Царствия Божия не принуждает по необходимости бежать из мира в пустыню, не запрещает пользоваться в мире тем, что сотворено на служение человеку, не препятствует отправлять законные дела мирского звания или приобретать пропитание, одежду и жилище. Есть люди, которые все без исключения оставили для Царствия Божия, как, например, апостолы, которые, не обинуясь, сказали Учителю своему: Се, мы оставихом вся, и вслед Тебе идохом (Мк.10,28). Они за сей преимущественный подвиг получили преимущественное обетование, что сядут на двунадесяти престолах судиями народа Божия, и последователям их в сем совершенном оставлении всего в особенности обещано, что они сторицею восприимут еще в сем веке в залог будущего воздаяния все, что оставили для Христа и Его Евангелия.