ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Кто нерадив во время жатвы, у того дом не будет в обилии. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения праведных.

78. УВРАЧУЙ, ГОСПОДИ, НА ПОСРАМЛЕНИЕ ВРАГА

(1, 384).

Господи! Покажи на мне великое Твое милосердие и дай мне ослабу от угнетений губителя, ибо, изъязвив меня, стоит он и насмехается надо мною.

Как, пробужденный учениками, одним словом уст Своих укротил Ты море, так услыши стенание и вопль мой, укроти волны страстных движений, возбуждаемых в душе моей врагом спасения моего.

Как одним прикосновением к воскрылию одежды Твоей уврачевалась кровоточивая, и тотчас стал ток крови ея, так да уврачуется душа моя, из которой враг непрестанно источает токи греховных помышлений, ради единаго моего прикосновения, верою, к Тебе, Врачу душ и телес.

Покажи на уврачевании членов моих, изъязвленных врагом, врачевательную силу веры в Тебя — Целителя всех недугов. Сделай язвы не язвами и место их покрой добродетелями, да посрамится враг, радовавшийся погибели моей.

Благодать же Твою, безгрешный Агнец, закланный за спасение мира и умиротворивший небо и землю, выну будет восхвалять спасенный Тобою и обрадованный раб Твой.

79. ПЛАЧ ОТ СОЗЕРЦАНИЯ ГОРЬКОЙ УЧАСТИ, ОЖИДАЮЩЕЙ ГРЕШНИКА

(4, 328).

Когда увидел Ты, Господи наш, что утратил я славу Твою, — не потерпела сего любовь Твоя. Ты, снисшед рождением Твоим, страданием Твоим и крестною Твоею смертию избавил меня от сатаны.

Но, вот, я опять грешил, прогневлял Тебя, оскорблял имя Твое беззакониями, грехами и злодеяниями, соделанными мною. Горе мне, — неблагодарен был я и осквернил себя множеством злых дел!

Плакал и проливал я горькия слезы, когда пришел в размышление о сем. Оно переселило меня в огонь, привело в страну ужаса, перенесло в страшную и ужасную бездну, погрузило в пламень, ввергло во тьму. Сердце мое ощутило сие, и воздыхал я от страха и ужаса, при мысли о сем переселении.

Уносясь мыслями, разсматривал я жилище тьмы. Тогда с рыданием и плачем, скорьбя и болезнуя, осуждал я сам себя и горько восклицал: горе мне, сугубое горе! Что уготовано мне правдою?!

В ужасе пробудился я, как от сна, но не избавился тем от сердечных мучений. Растерзал я одежду свою, плакал и рыдал: что сделал я с собою, бедным?.. Открою главу свою, подобно блуднице, исповедаюсь во грехах своих, с воздыханием буду умолять, обращу очи свои в слезные источники, чтоб оплакивать себя злосчастнаго.

Пойду к подобным мне мытарям, пойду к грешникам, которые покаялись; пробужу спящее сердце свое, заматоревшее во множестве зол, к ним присоединюсь, им уподоблюсь. Как они, стану рыдать о соделанных мною грехах, чтобы не приходить мне на Божий суд и не мучиться в бездне геенской…

Сподоби меня, Господи, возлюбить любовь Твою, в которой Святые и Праведные находят себе утешение и не любят ничего чуждаго Тебе, Боже, благоволящий к кающимся, любящий грешника, который лице свое орошает слезами и горько оплакивает преступление свое! Сподоби меня, Господи, того благословеннаго конца, который уготовал Ты для всех Святых.

80. НАША СЛАБОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ, И ТВЕРДОСТЬ СВЯТЫХ

(5, 248).

Милостив буди, о Благий, к нашему злому изволению, этой вине всех бед. Мысли его — это болезни тайныя, а дела — болезни явныя. От него произошло первое преступление заповеди, имевшее последствием все грехи. Ты, Чистый, очисти свободу нашу; сама по себе она — мутный источник.

Дивлюсь свободной воле нашей: она сильна — и однакож низложена; она властелин — и стала рабою; имеет возможность побеждать — и любит уступать над собою победу; хотя свободна, однакоже сама отдается в рабство, как невольница, и своею рукою пишет согласие на свое невольничество.