ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Кто молится умом с верою, тот зрит пред собою Господа; о Нем бо живем, движемся и есмы.

Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтоб источил Он на тебя озарение ведения и дал с горячностию сердца возноситься к Нему.

29. ИСПОВЕДАНИЕ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ, ГОСПОДЕ

(2, 85).

Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца единораднаго Сын, единосущный Отцу, Сущий от Сущаго, рожденный от Отца без матери прежде всех веков неизреченно — Сей самый в последок дней рождается от дщери человеческой, от Марии Девы без Отца, рождается Бог воплощенный, понесший на Себе заимствованную от Нея плоть, — соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. — И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, единородный от матери.

Одного и Того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, — в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно, неизменно, — Богом, облекшимся в плоть, одушевленную словесною и разумною душею, и соделавшимся нам подобным во всем, кроме греха.

Один и Тот же есть земный и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и несозданный, страдательный и безстрастный, Бог и человек, в том и другом совершенный. Один в два естества, и в двух Один.

30. ВОТ — ВОТ СМЕРТЬ. ОТРЕЗВИСЬ, ДУША

(1, 310).

Время жизни моей истрачено в суете и срамных помыслах. Даруй же мне, Господи, врачевство, чтобы вполне излечиться мне от сокровенных язв моих, и укрепи меня хотя один час усердно потрудиться в винограднике Твоем. Ибо время суетной жизни моей уже во единонадесятом часе.

Ладью с моею куплею управь заповедями Твоими, и мне, ничтожному купцу, даруй благоразумие продать свою куплю, пока есть еще время.

Время плавания приблизилось к концу; и будто слышится уже глас Судии ко мне, разсеянному: покажи теперь, ленивый, куплю, какую имел ты в продолжение своей жизни.

Час смертный устрашает меня, беднаго. Ибо смотрю на дела свои, и душа моя трепещет, вижу нерадение свое и леность, и цепенеют кости мои.

Час разлучения предстал очам моим, и я пришел в потрясающий страх, помыслив о нем. Вместо того, чтобы радоваться, еще более убоялся я; потому что при благодати не делал дел, достойных Бога.

Увы, душа моя! Зачем нерадишь ты о жизни своей! Зачем в разсеянии проводишь немногие дни ея? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что станешь отвечать в оправдание свое, представ престолу страшнаго Судии?

Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достояние твое; а ты и не разумеешь того.

Отрезвись же, войди в себя и молись к Богу со слезами, взывая к Нему с сердечною скорбию; даруй мне, Господи, возлюбить Тебя всею силою моею и усердно послужить Тебе исполнением св. заповедей Твоих, чтобы, когда придет час разлучения, нашел Ты меня готовою и с великою радостию ожидающею сретения Твоего, и ввел в царство Твое вечное, в сорадование со всеми Святыми, Тебе благоугодившими.

31. ДАЙ ПАМЯТЬ О ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ, ЧТОБ ДОСТОЙНО ПРИГОТОВИТЬСЯ К НЕЙ

(1, 313).

Спаси меня, долготерпеливый Господи! Спаси меня, Сыне Божий, безгрешный Христе! И даруй мне помышление о жизни вечной, чтоб, ничего не имея в сердце своем кроме сего помышления, всегда исполнять мне волю Твою, при содействующей мне, грешному, благодати Твоей, и охотно ходить в повелениях Твоих, с пользою употребив в дело нас, который дал мне Сам Ты, Небесный Царь, — и, на него совершив добрую куплю, сподобиться похвалы от Тебя, Владыко; и когда приидешь Ты, Господи, сказать с дерзновением от чистаго сердца: блажен я, что пришел Ты, Владыко!

На брак Твой, Господи, облеки меня в достойное одеяние, которое да уготовит во мне еще здесь благодать Твоя. Сподоби меня возжечь тогда и светильник, который да дарует мне Твоя щедродательность.