Collected Works, Volume 1

Против этой обязанности грешат:

1) Безбожники, которые никакого Бога не признают.

2) Те, которые, хотя и признают Бога, да делами своими отметаются от Него. Устами исповедуют Бога, но сердцем отрицаются, о каковых псаломник говорит: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога» (Пс 13:1).

3) Многобожники, которые многих богов почитают, как например, язычники.

4) Не признающие Божия Промысла о создании.

5) Волхвы, чародеи, заклинатели, шептуны, заговорщики и те, кто их к себе призывает и от них помощи ищет.

6) Суеверы, которые по некоторым вещам или лицам ищут бездельные приметы, или некую силу им приписывают, и прочие им подобные.

Во-вторых, обязанность эта требует, чтобы мы всему верили, что Бог нам открыл в своем Святом Писании, ибо верен Господь во всех словах Своих (Пс 144:13).

Грешат против обязанности этой те, которые или не верят Святому Писанию, или испытывают непостижимые Божие тайны, и с иудеями повторяют сие слово: Как это может быть (Ин 7:15; 3:9), ибо явственнейший признак неверия – о Боге вопрошать: «Как?» – так сказал некто из Святых Отцов.

В-третьих, обязанность эта требует, чтобы мы Бога боялись и Его почитали самым высочайшим почтением, то есть ходили бы везде перед Ним, как Вездесущим и нам везде соприсутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру того, как, стоя перед земным Монархом, показываем себя. Это требует от нас, чтобы мы ничего противного воли Его не делали, ничего, не только худого, но и праздного не говорили, и в уме ничего бы богопротивного не помышляли, ибо Бог и в ум наш проникает, и сердца, и утробы наши испытывает, и имя бы Его со всяким почтением, и то в самонужнейших случаях, поминали.

Против этой обязанности грешат, и потому страха и почтения Богу не воздают:

1) которые или тайно, или явно заповедей Его нарушать не боятся, и всякие безобразия делают;

2) которые бесчинно кощунствуют, смех и крики издают, песни неподобные поют, на кулачные бои собираются и друг с другом безумно и беззаконно сражаются;

3) которые сквернословят и празднословят;

4) худое, скверное, суетное помышляют;

5) имя Божие, по негодному обычаю, во всяких непристойных разговорах поминают, как-то: «Бог-де знает, Свидетель Бог, видит Бог, ей-Богу, по евангельской заповеди», а иногда и в шутках страшное имя Божие, – о страшное и ужасное дело! – страшное имя Божие в шутках приводят.

6) Особенно против этой обязанности грешат те, которые явно на Бога и на имя Его святое изрыгают хулы, – и прочие им подобные.

В-четвертых, обязанность эта требует, чтобы Его единого, как Благого и самого высшего Благодетеля, любили более всех вещей, и сильнее себя самих. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф 22:37).

Итак, грешат против этой обязанности те, которые безмерно самих себя или иную какую созданную вещь любят, и к ней всем сердцем прилепились, так что от нее отстать не могут. Это те, которые сердце свое приложили к богатству, к славе суетной, плоти угождают в похотях ее, чреву служат, и проч.

В-пятых, обязанность эта требует, чтобы мы на Него только одного все наше упование возлагали и от Него одного помощи искали.

Итак, грешат против этой обязанности те, которые в противных случаях прибегают к начальству, помощи ждут от богатства, или надеются на свою силу и ранг. Эта напрасная надежда явно в Святом Писании запрещается. Не надейтесь, – сказано, – на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения (Пс 145:3). И еще: Проклят человек, который надеется на человека, – говорит пророк Иеремия (Иер 17:5). Потому что, тот, кто или на честь, или на богатство, или на силу, или на разум свой, или на своих благодетелей надеется, оказывается сомневающимся в Промысле Божием, и потому не верит Богу.