Collected Works, Volume 1

Не хочешь, чтобы ближний твой беззаконно касался ложа твоего, берегись и сам чужое осквернять ложе, и всякой касаться нечистоты, а иначе явишься преступником закона, и подпадешь суду Божию. Не хочешь, чтобы кто у тебя украл что, или насильно что отнял, или каким прелестным способом выманил, или твою потерянную вещь, найдя, утаил, или в товаре или в купле обманул, то есть худую вещь за хорошую, или дешевую за дорогую продал, или иной какой обман учинил, и тем бы тебя обидел, берегись же и сам ближнему своему такое являть неистовство.

Не хочешь, чтобы на тебя кто ложно доносил, или клеветал, или осуждал и имя твое злословил, и славу твою повреждал, или тебя в чем осмеивал, не делай же того и ближнему твоему. Ибо как тебе ложные клеветы, осуждения, злословия, насмешки, порицания горестно терпеть, так и ближнему несносно. Не хочешь, чтобы ближний твой не только не наносил обиды самым делом, но и не хотел наносить, не имей же и сам злой воли и похотения неправедного, поскольку не только злое дело, но и похотение злое запрещаются десятой заповедью, которая гласит: Не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни вола его, ни всего, что принадлежит ближнему твоему (Исх 20:17), ибо от похотения злого и дело злое бывает.

Я вам рассказал о долге к ближнему! Теперь приступим мы к третьей части, и увидим, как человек худо делает и тяжко грешит, когда этих обязанностей не исполняет. Во-первых, это касается преступления обязанности к Богу.

Бог есть Господь всех и Царь неба и земли, всеми владеющий, Который весь мир в руке Своей держит, и страшен зело, так что все создания Ему со страхом и трепетом служат. Ангелы и все небесные Силы славы Его трепещут, и волю Его со всяким страхом исполняют. Человек, когда воли Его не хочет творить, противится повелению Его, то тем себя показывает ослушником и преслушником такого страшного Господа и Царя, почему вся тварь и все Ангелы святые негодуют на него, ревнуя о славе Создателя своего и Господа.

Бог Праведен, и воздает каждому по делам его. Он и Ангелов согрешивших не пощадил. Он праотца Адама за преступление заповеди из рая со всем родом изринул. Он потоп на весь мир за грехи навел. Он на Содом и Гоморру с окрестными городами за беззаконие горящую смолу и серу послал дождем. Он и ныне за грехи всякие наказания посылает, как-то: моровые язвы, нашествие иноплеменников, трясение земли, ненастья, засухи, неурожаи хлеба, и прочее. А человек, когда не боится повеления Его преступать, и тем Его прогневлять, ведая Его праведный суд и мстительную руку, показывает крайнее свое бесстрашие и неистовство ужасное.

Бог человека весьма любит, так что ради него и Сына Своего в мир послал, как свидетельствует Сам Единородный Сын Божий, говоря: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). А когда человек разоряет заповедь Божию, и, разоряя, прогневляет Его, тогда не имеет любви к Богу, и не воздает любовью за любовь, в чем показывается крайняя человеческая неправда и бесстыдство, так как, когда любящих нас не любим, то не воздаем им должного, то есть любви за любовь, и тем самым делаем неправду. Правда же требует того, чтобы всякому воздавать должное. Отдавайте всякому должное.

Бог есть высочайший наш Благодетель. Все, какое ни имеет человек добро, имеет от Бога. Что на свете живет, от Бога имеет. Что чувствует, то от Бога имеет. Что словесной душой, благородным разумом одарен, то от Бога имеет. Весь мир, все создания Божиим повелением человеку служат. Все украшения небесные, солнце, луна, звезды Божиим повелением человеку служат. Воздух и все парящие в нем Божиим повелением человеку служат. Моря, озера, реки и в них живущие рыбы, Божиим повелением человеку служат. Земля и вся что на ней, различный скот, звери, многочисленные деревья, разные роды трав, Божиим повелением человеку служат. Сверх того, Бог долготерпит согрешающего человека, и, будучи преклоняем крайним милосердием, ожидает от него покаяния. Над всеми падшего человека чудным образом так восставил, погибшего спас, что такое Божие неизреченное благодеяние и сами Ангелы восхваляют: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк 2:14)!

Восхваляют, говорю, тем и самого человека побуждая к благодарению. А когда человек, как бесчувственное дерево или как твердый камень, такого Великого Благодетеля своего не благодарит, и святого Его имени не прославляет, в том проявляется крайняя его неблагодарность, что Богу, как Благодетелю, весьма досадно. Ибо и нам ничто так не досадно, как терпеть неблагодарность.

Вот, слушатели, видите вы, каким человек гнусным делается, когда долга своего к Создателю своему не исполняет. Что вы думаете? Каким бы тогда был человек, если бы ясно ему открылись внутренние, сердечные глаза и увидел бы он, в каком состоянии находится, когда таковым пред Богом является, каким я отчасти описал? То есть он познал бы, что он не боится Того, Которого ужасаются все небесные Силы; не слушает Того, Который сказал – и было, повелел – и создалось (Пс 32:9), приказаниям Которого вся тварь повинуется; не почитает Того, на Которого не смеют взирать Серафимы; не любит Того, Который весь желание и весь сладость для любящих Его (Песн 5:16); неблагодарен Тому, благодеяниями Которого весь напоен.

Я вам точно говорю, что он тогда весь от ужаса вострепетал бы, весь стыдом покрылся бы, весь от сожаления слезами облился бы. Тогда от стыда не дерзал бы смотреть и на солнце, которое Божиим повелением его, неблагодарного, освещает; с опасением ходил бы по земле, которая его, неблагодарного, пределом Божиим держит, и стонет, отягчаемая его неблагодарностью; краюхи хлеба не касался бы без страха, которая его неблагодарного питает, словом сказать, тогда признал бы он себя и неба, и земли недостойным. Тогда бы запечатлелось у него в уме, что вся тварь, повелениям Божиим служащая, против него восстает, к Богу вопиет, отмщения просит.

Но если кто ныне относительно сего долга неисправен, и того не чувствует, и не видит своего окаянства, то я ему точно объявляю, что ясно ему все это откроется тогда, когда эти глаза мраком смертным будут покрываться. Тогда с этим любимым ему светом надобно будет, и нехотя, попрощаться. Тогда обо всем праведное у каждого бывает мнение: тогда всякий узнает, какую пользу приносят честь, богатство, гордость житейская, сластолюбие, которые от Бога Преблагого отводят.

Теперь же каждый об этом рассуждай и молись Сотворившему с Давидом святым: Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. И далее: Пришлец аз есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих (Пс 118:18–19)!

А я еще добавлю о том, как тяжко грешат те, которые против долга к ближнему грешат, причиняя ему всякие обиды.

Первое. Кто обижает ближнего, то есть всякого человека, тот разрушает заповедь Божию, которая нам велит не только не обижать, но и любить его, как самих себя: Люби ближнего твоего, как самого себя (Мф 19:19), – поэтому таковой является Божиим преслушником.