Collected Works, Volume 2
Доброе дерево познается по добрым плодам его. Так и добрый христианин познается по добрым делам.
Доброе дерево добрые плоды изнутри рождает. Так и добрый христианин изнутри, от сердца, и нелицемерно добрые дела творит.
Доброе дерево добрые плоды показывают, но не делают добрыми. Так и доброго христианина добрые дела показывают, но не делают его добрым. Прежде дереву надобно добрым быть, и тогда добрые плоды приносить, ибо злое дерево не может добрых плодов приносить (Мф. 7:17–18; Лк. 6:43). Так и христианину надо прежде сделаться добрым, и тогда добрые дела творить, ибо злой не может добро творить.
Дерево доброе приносит плоды хозяину и прочим людям. Так и добрый христианин творит добрые дела для славы имени Божия и пользы ближних своих.
Добрые плоды доброго дерева, хотя и висят, и видны на дереве, однако не дереву самому, а семени доброму, от которого дерево выросло, приписываются. Так и добрые дела, хотя творит их добрый христианин, должны приписываться Благому и Человеколюбивому Богу, Который доброе семя в сердце человеческом посеял, и добрым его сделал, помогает ему, и укрепляет его добро творить. Без Бога и добрым быть, и добро творить невозможно, по словам Господа: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).
Доброе дерево чем больше очищается работником, тем больше плодов приносит. Так и добрый христианин, чем больше наказывается и исправляется Небесным Делателем Богом, тем лучше бывает и больше добрых дел творит (Ин. 15:1–2).
Доброе дерево всем без разбора, домашним и чужим, плоды свои дарит. Так и добрый христианин всем, друзьям и врагам, знакомым и незнакомым, добро творит, подражая в том Небесному Отцу, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Дом его всякому страннику открыт, хлебом его всякий голодный питается. Нагого не отпустит, не одев, если имеет во что одеть. Требующему в помощи не откажет, если может. Со страдающим и плачущим прослезится и поплачет. К скорбящему первый идет с утешением, и старается, как может, уязвленное сердце вылечить. С радующимся радуется о его благополучии, как о своем. Каждому милости у Бога ищет и просит, как и себе. Всеусердно рад был бы, если бы всех спасенными видел. А если было бы возможно и имел бы чем, всем бедствующим помог бы. Видя брата согрешающего, не судит его, но духом милосердия соболезнует. Это и прочее – доброго дерева плоды!
Христианин! Сделайся добрым и тогда будешь добрые дела творить. А чтобы добрым сделаться, надо:
1) Обратиться всем сердцем к Богу и быть в истинном покаянии. Без этого добрым человек быть не может.
2) Читать с вниманием Божие слово и прочие христианские книги и размышлять над ними с прилежанием. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16–17).
3) Стараться познавать растление и окаянство своего сердца. От познания самого себя последует смирение и старание об исправлении себя самого. Ибо надо прежде немощь немощному познать и тогда исцеления искать. Начало здоровья – познание немощи, и начало исправления – познание своего бедствия и окаянства. Кто, видя кроющийся в себе смертоносный яд, не пожелает с усердием от него освободиться? И кто, видя погибель свою, не будет стараться от нее избавиться? Познание себя – это начало спасения. Познай себя, человек, и нелицемерно признай свою бедность и окаянство перед Богом. И отдай себя в руки Христовы, как немощный отдает себя лекарю, и тогда Христос исцелит тебя!
4) От всякого греха беречься и принуждать себя ко всякому добру, хотя и не хочет сердце. Господь, видя такое старание и усердие к добру, будет делать милость старающемуся, и день от дня к лучшему его исправлять. Немощный, когда хочет исцелиться, бережется от всего, что лекарь ему запрещает, – хотя желание его и влечет к тому. Так и христианин должен уклоняться от всего, что Небесный Врач Христос запрещает, хотя и не хочет сердце. Иначе исцелиться не может.
5) Усердно молиться и просить исправления у Самого Христа, Который прокаженных очистил, слепых просветил, немощных исцелил. Он и души наши бессмертные исцелит, если усердно будем Ему молиться и сами будем старание к тому прилагать, по неложному Его обещанию: Просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Обрати меня, Господи, и обращусь. Исцели меня, Господи, и исцелюсь (Иер. 31:18; 17:14), а без Него обращение и исцеление не бывает.
60. Тина или грязь на дне ключа