Collected Works, Volume 2

Христианин! Сделайся добрым и тогда бу­дешь добрые дела творить. А чтобы добрым сде­латься, надо:

1) Обратиться всем сердцем к Богу и быть в истинном покаянии. Без этого добрым чело­век быть не может.

2) Читать с вниманием Божие слово и про­чие христианские книги и размышлять над ними с прилежанием. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доб­рому делу приготовлен (2 Тим. 3:16–17).

3) Стараться познавать растление и окаян­ство своего сердца. От познания самого себя последует смирение и старание об исправлении себя самого. Ибо надо прежде немощь не­мощному познать и тогда исцеления искать. Начало здоровья – познание немощи, и на­чало исправления – познание своего бедствия и окаянства. Кто, видя кроющийся в себе смертоносный яд, не пожелает с усердием от него освободиться? И кто, видя погибель свою, не будет стараться от нее избавиться? По­знание себя – это начало спасения. Познай себя, человек, и нелицемерно признай свою бедность и окаянство перед Богом. И отдай себя в руки Христовы, как немощный отдает себя лекарю, и тогда Христос исцелит тебя!

4) От всякого греха беречься и принуждать себя ко всякому добру, хотя и не хочет сердце. Господь, видя такое старание и усердие к доб­ру, будет делать милость старающемуся, и день от дня к лучшему его исправлять. Немощный, когда хочет исцелиться, бережется от всего, что лекарь ему запрещает, – хотя желание его и влечет к тому. Так и христианин должен ук­лоняться от всего, что Небесный Врач Хрис­тос запрещает, хотя и не хочет сердце. Иначе исцелиться не может.

5) Усердно молиться и просить исправле­ния у Самого Христа, Который прокаженных очистил, слепых просветил, немощных исце­лил. Он и души наши бессмертные исцелит, если усердно будем Ему молиться и сами бу­дем старание к тому прилагать, по неложному Его обещанию: Просите – и дано будет вам; ищите – и найдете; стучите – и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий на­ходит, и стучащему отворят (Мф. 7:7–8). Об­рати меня, Господи, и обращусь. Исцели меня, Господи, и исцелюсь (Иер. 31:18; 17:14), а без Него обращение и исцеление не бывает.

60. Тина или грязь на дне ключа

Видим, что хотя в ключе и чистая вода име­ется, одна­ко на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине сердца человеческого имеется всякая нечистота. Как смердящая тина и зло­воние, там кроется гордость и высокоумие, сребролюбие, гнев, злоба и зависть, скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе на дне его лежащую нечистоту видно тогда, когда жезлом или иным каким-нибудь орудием по дну его ударяют; тогда от тины или грязи, на дне его лежащей, вся вода в ключе возмущается и ста­новится мутной. Так и нечистота страстей и скотский злой нрав, в глубине сердца челове­ческого лежащий, во время искушения и со­блазнов проявляется. Кто бы узнал, что на дне ключа находится тина или грязь, если бы она оттуда, если ударить, не поднималась и себя не показывала? Так откуда бы мы знали, что в глубине сердца человеческого такая кроется мерзость и нечистота, если бы она оттуда не выходила и себя внешними делами не пока­зывала?

Видим, как человек, случается, злится. Кричит, ругает и прочие бесчинства творит. Это действует в нем и к таким бесчинствам побуждает его гнев, в сердце его, как яд, скры­тый и в случае искушения и обиды проявля­емый.

Видим, сколько человек собирает для убо­гого и смерт­ного тела своего, которое малым куском хлеба и каким-нибудь одеянием доволь­ствуется. Сколько, говорю, собирает, хотя зна­ет, что все при смерти оставит. Это действует в нем сребролюбие и лютая похоть богатства, в сердце гнездящаяся.

Видим, как человек возносится; каких спо­собов он не изобретает, чтобы его люди знали, хвалили, славили и почитали.

Видим, как подобных себе людей презира­ет и подножием считает, как судит и пересуж­ивает дела их, хотя и сам такой же; как везде первенствовать и над другими начальствовать старается, и прочее. Это действует в нем гор­дость, гнездящаяся в сердце его. Блудная не­чистота, внутри человека кроющаяся, через такие скаредные, такие мерзкие, такие смрад­ные и бесстыдные дела проявляет себя, что стыдно и говорить!

Приникни, человек, в глубину сердца тво­его, рассматривай и познавай, какая смрадная тина страстей в нем лежит! Какое видишь зло в ближнем своем, такое и в сердце твоем име­ется, за что судишь и осуждаешь ближнего сво­его, то и в тебе есть, хотя и не проявляется вов­не. Божие же око не только внешнее дело, но и глубину сердца видит. Многие думают о себе, что они смиренные и кроткие, но при искушении другое показывается. Многие называют себя грешными и многогрешными, – без сомнения, всякий человек грешник, по Пи­санию (1 Ин. 1:8), – но от людей того не тер­пят. Кто истинно и нелицемерно в сердце сво­ем называет себя грешником, тот всякое ругательное слово спокойно вытерпит и признака гнева не покажет, ибо смирен.