Collected Works, Volume 2

Итак, примечай, человек, и рассматривай и испытывай, какое зло в сердце твоем скры­то лежит, какая гордость, славолюбие, само­любие, гнев, зависть, сребролюбие, нечисто­та и прочая мерзость. Как от злого семени доб­рый плод и как от злого сердца доброе дело может быть? Как злой может добро творить? И как кто может добрым быть, когда его Хри­стова благодать не исправит? Исправляет Хри­стос того, кто свое окаянство и бедность по­знает, и перед Ним признает, и помощи от Него и исправления просит. Читаем в Евангелии, что Он исцелял тех, которые бедность свою перед Ним признавали и у Него просили ис­целения. Так и ныне исцеляет те души, которые признают свою немощь и у Него просят исцеления.

Посматривай, человек, чаще в сердце свое – и познаешь его. От этого зависит начало исправления. Чем чаще будешь в него прони­кать и рассматривать, тем более его будешь по­знавать. Чем больше сердце будешь познавать, тем больше будешь познавать зло, в нем кро­ющееся. Чем больше зло в себе будешь позна­вать, тем больше будешь познавать бедность свою и окаянство. Познание бедности и ока­янства убедит тебя смиряться и искать помо­щи и избавления у Христа, Который все мо­жет, и из злого доброе сделать. Смиренным Бог дает благодать (Иак. 4:6). Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь мне радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя (Пс. 50:12–14).

61. Человек, попавший к разбойникам и раненный ими

Бывает, что человек попадает в руки к раз­бойникам, которые его раздевают и сильно ранят. Видим в мире такое зло. Так весь род человеческий, после отступления от Бога и преступления Его святых заповедей, попал в руки к диаволу, как к разбойнику, и остался без святых и боготканных одежд, и несказанно был изранен, и лежал на пути этого мира изъязвленный, как один человек. Такими сильными были его раны, что их никто не мог ис­целить. Послан был к нему с небес Божий За­кон. Но тот его только обличал и раны ему по­казывал, а не исцелял, смертью ему грозил, а не помогал. Посланы были пророки, но и те ничего не успели. Лежал бедный человеческий род неисцеленный! Лежал израненный, уязвленный, измученный, обесчещенный, пору­ганный разбойником диаволом! Лежал едва живой (Лк. 10:30–32).

Ах, любезнейшее Божие создание, человек! В какое ты состояние, в какое бедствие, в ка­кое бесчестие хитростью змеиной пришел! Где твоя прекраснейшая красота, та, которой твой Создатель тебя украсил? Где твоя честь, кото­рой Он вначале тебя почтил? Где образ Божий и подобие Божие, по которому ты создан? Где то блаженство, для которого ты сотворен? По­завидовал лукавый змей блаженству нашему, и хитро запнул нас, неизлечимо уязвил нас и лишил нас нашего блаженства. И познали мы добро и зло самым опытом. Лишились добра – и познали до­бро. Впали во зло – и познали зло. Захотели чести Божеской – и лишились Божиего образа. Но человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им (Пс. 48:13).

Язвы и раны, которыми нас неизлечимо уязвил враг наш, – это гордость, высокоумие, безмерное самолюбие, бесчинное желание, тщеславие, неведение Бога и о Нем нерадение, ненависть, зависть, гнев, злоба, нечистота, и прочее. Что человек, благодатью Божиею не обновленный, замышляет и хочет, как только не одно зло и суету? Как от источника смердящего один только дурной запах исходит, так и от сердца человеческого, силой Божиею не обновленного, ничто не происходит, кроме зла. Зло это тем более опасно, что глубоко в человеке скрыто. И теми только познается, ко­торые со всяким прилежанием рассматрива­ют внутреннее свое состояние и в различных находятся искушениях.

Так сильно уязвил и заразил нас враг наш, человек, что никакой силе невозможно было вылечить нас. Требуется для этого сила Божия, которая из ничего создала нас. Надо было прийти Самому Создателю к Своему созданию, неизлечимо врагом уязвленному и на пути это­го мира поверженному, которого ни закон, ни пророки не могли вылечить, и Самому его вы­лечить, никакой другой силой неизлечимого. Пришел Создатель и сжалился над ним. При­шел в образе человеческом к человеку изра­ненному и полумертвому, чтобы удобнее было его исцелить и в первое привести блаженство, которого лишился хитростью змеиною (Лк. 10:33–35). Пою Тебе, Боже и Создатель мой! Слухом, Господи, услышал – и ужаснулся. Ко мне пришел, меня ища заблуждшего. И так многое Твое снисхождение ко мне прослав­ляю, Многомилостивый!

Познавай, человек, раны души своей, если хочешь от них исцелиться, и со всяким усер­дием молись и воздыхай ко Христу. Да исце­лит тебя Он, – Тот, без Которого не может быть твоего исцеления, поскольку ни для ка­кой созданной силы это невозможно. Из тьмы свет и из злого доброе может сотворить один Бог, Который из ничего все творит.

62. Госпиталь или лазарет

Что госпиталь больным, то Церковь свя­тая христианам, духовно больным.

В госпиталь больные входят через двери. В Церковь святую духовно больные входят ве­рой и святым Крещением.

В госпиталь входят больные для того, что­бы вылечиться от болезни и стать здоровыми. В Церковь святую входят духовно больные для того, чтобы вылечиться от душевных болезней и быть спасенными.