Collected Works, Volume 2

Признак того, что душевная немощь нача­ла исцеляться, – когда страсти душевредные начнут усмиряться и утихать, когда менее гор­дости, самолюбия, сребролюбия, ненависти, зависит, гнева, ярости, скупости, славолюбия, нечистоты и прочего зла проявляется в чело­веке, как признак начавшего исцеляться тела – когда оно от вредных соков начнет освобож­даться.

Что вредные соки в теле, то греховные страсти в душе. Вредные соки мучают тело и умерщвляют. Греховные страсти мучают душу и к вечной смерти ведут. Здоровым тело ста­новится, когда от злых и вредных соков исце­ляется. Так и здоровой становится душа, ког­да от злых и греховных страстей освобождает­ся. Помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя (душа моя) жестоко беснуется. Господи! Помоги мне (Мф. 15:22, 25).

Великий бес есть грех, который в душе жи­вет и душу мучает. Он не дает ей покоя. То к одному, то к другому, то к третьему богопро­тивному и пагубному делу порывает и склоня­ет. Господи! Помоги мне! Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Да услышу и я, недостойный: Да будет тебе по желанию твоему, как услышала жена хананейская (Мф. 15:27–28).

63. Яд, скрытый в человеке

Бывает, что человеку злыми людьми пода­ется яд. Так древним змием, врагом нашим диаволом, в наше естество влился яд греховный и смертоносный. Человек, хотя и здоровым бы­вает, однако, если примет как-то случайно яд, от того сильно болеет. Так и естество наше было чистое, непорочное, святое, доброе. Но, когда ядом хитрого и лукавого того змия зара­зилось, тогда в неизлечимую болезнь и беду впа­ло. Яд, имеющийся в человеке, все тело его за­ражает. Так и смертоносный змеиный яд все силы душевные и телесные наши заразил. Бы­вает от этого яда, что изнутри, из сердца чело­веческого, исходят злые помыслы, прелюбодея­ния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло изнутри исходит и оскверняет челове­ка (Мк. 7:21–23). Отсюда происходят: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, за­висть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчин­ство и тому подобное (Гал. 5:19–21).

Отсюда бывает гордость, высокоумие, пре­зрение ближнего, осуждение, клевета, злосло­вие, ругань, делом и словом мщение, желание и искание собственной своей чести, славы и похвалы. Отсюда лесть, лукавство, хи­трость, ложь и лицемерие. Отсюда постыдные дела, срамословие. Отсюда излишнее о пище и пи­тье и о трапезах попечение.

Отсюда столько придумывают люди пере­мен в одежде и платье, в строении и украше­нии домов, в приготовлении карет и коней, и прочую суету. Все это и прочее тому подобное происходит от плотского мышления и смертоносного змеиного яда, посеянного в сердце человеческое.

Яд, имеющийся внутри человека, мучает человека, и со временем вызывает нестерпи­мую болезнь. Так и яд этот змеиный, скрытый в душе, очень мучает душу и различные вызы­вает болезни.

Смотри, что делает гордость в человеке! Как его мучает! Сколько он вымышляет спо­собов, как бы обрести честь, славу и похвалу в этом мире! Обретя, с каким трудом и попече­нием бережет это свое сокровище! Как него­дует, когда кем презирается! Как болеет, сму­щается, ропщет и ругается, когда чести лиша­ется, так что многие себя умерщвляют!

Что сребролюбие делает, какое попечение и болезнь бедной человеческой душе, – ска­зать невозможно! Видим, с каким неусыпным старанием и непрестанными трудами бедные эти люди ищут богатства! Найденное с каким страхом и боязнью стерегут и берегут! Лишив­шись его, как печалятся, скорбят, сетуют, тос­куют и мучаются, и этой несносной болезни не терпя, часто и смерти себя предают!

Блудная похоть какое мучительство, какое жжение в сердце и во всем теле человеческом создает, каждому, а тем более безбрачно живу­щим, известно. Она, как лютая горячка, во всем теле человеческом жжение и движение делает. Завистию как мучится бедная душа, изобразить невозможно! Само тело бледнеет и иссыхает от зависти.

Посмотри еще на гнев, какие он признаки мучительства своего производит! Смотри, что во гневе человек делает. Как негодует и шумит, проклинает и ругает, сам себя терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему и, как в лихо­радке, весь трясется. Словом, подобен тогда становится бесноватому. Если внешний вид та­ким скаредным является, что же делается в бед­ной душе! Как ее бес мучает!

Видишь, человек, какой лютый змеиный яд скрыт в душе и как горько ее мучает! По­знавай со всяким прилежанием и исследуй смертоносный этот яд, в сердце и душе твоей кроющийся. Действие его лютое и тлетвор­ное само себя показывает. Если бы его не было в сердце твоем и в душе твоей, не было та­ких лютых и горьких болезней. Всякая вещь по своим действиям познается. Так и яд змииный, скрытый в сердце и душе человечес­кой, по лютым и мучительным действиям познается.