Collected Works, Volume 2

Отсюда столько придумывают люди пере­мен в одежде и платье, в строении и украше­нии домов, в приготовлении карет и коней, и прочую суету. Все это и прочее тому подобное происходит от плотского мышления и смертоносного змеиного яда, посеянного в сердце человеческое.

Яд, имеющийся внутри человека, мучает человека, и со временем вызывает нестерпи­мую болезнь. Так и яд этот змеиный, скрытый в душе, очень мучает душу и различные вызы­вает болезни.

Смотри, что делает гордость в человеке! Как его мучает! Сколько он вымышляет спо­собов, как бы обрести честь, славу и похвалу в этом мире! Обретя, с каким трудом и попече­нием бережет это свое сокровище! Как него­дует, когда кем презирается! Как болеет, сму­щается, ропщет и ругается, когда чести лиша­ется, так что многие себя умерщвляют!

Что сребролюбие делает, какое попечение и болезнь бедной человеческой душе, – ска­зать невозможно! Видим, с каким неусыпным старанием и непрестанными трудами бедные эти люди ищут богатства! Найденное с каким страхом и боязнью стерегут и берегут! Лишив­шись его, как печалятся, скорбят, сетуют, тос­куют и мучаются, и этой несносной болезни не терпя, часто и смерти себя предают!

Блудная похоть какое мучительство, какое жжение в сердце и во всем теле человеческом создает, каждому, а тем более безбрачно живу­щим, известно. Она, как лютая горячка, во всем теле человеческом жжение и движение делает. Завистию как мучится бедная душа, изобразить невозможно! Само тело бледнеет и иссыхает от зависти.

Посмотри еще на гнев, какие он признаки мучительства своего производит! Смотри, что во гневе человек делает. Как негодует и шумит, проклинает и ругает, сам себя терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему и, как в лихо­радке, весь трясется. Словом, подобен тогда становится бесноватому. Если внешний вид та­ким скаредным является, что же делается в бед­ной душе! Как ее бес мучает!

Видишь, человек, какой лютый змеиный яд скрыт в душе и как горько ее мучает! По­знавай со всяким прилежанием и исследуй смертоносный этот яд, в сердце и душе твоей кроющийся. Действие его лютое и тлетвор­ное само себя показывает. Если бы его не было в сердце твоем и в душе твоей, не было та­ких лютых и горьких болезней. Всякая вещь по своим действиям познается. Так и яд змииный, скрытый в сердце и душе человечес­кой, по лютым и мучительным действиям познается.

Познающему это великое и пагубное зло надо искать от него исцеления, да не вовеки умрет от него душой и телом. Яд, в теле чело­веческом имеющийся и неизлеченный, – смерть для человека. Так и этот всепагубный яд, если силой Христовой не исцелится, ни­чем иным, как вечной смертью грозит душе.

Когда тело болеет, ищешь лекаря и стараешь­ся вылечить его, хотя и знаешь, что храмина эта разрушится и обратится в прах и землю. Не нужно ли намного больше печься о душе бессмертной и нетленной, которая драгоцен­ностью и ценой весь мир, небо и землю пре­восходит, и исцеления ей искать?

Так дорога душа, по образу Божиему со­зданная и бесценной Кровью Сына Божиего искупленная, – и не заботишься о ней!.. Не заботишься, так как не видишь и не знаешь лютой и смертоносной болезни ее и яда, в ней скрытого.

О, если бы возможно было человеку видеть лютую заразу души! Воистину ужаснулся бы, и неутешно плакал, и рыдал бы о бедствии и погибели ее, и все бы оставив позади себя, ис­кал бы, как ее исцелить и к прежнему благо­образию и красоте привести! Кто, видя край­нюю беду свою, не поищет, как от нее освободиться? Видим, что больные телом, которые почувствовав в себе какую-нибудь болезнь, ищут исцеления. Душу ли, познав и почувство­вав болезнь лютую и пагубную, не будешь ста­раться исцелить? Невозможно это! Познанная беда убеждает человека искать способа и по­мощи избавиться от беды.

Познавай и рассматривай, человек, лютую немощь души твоей и будешь стараться исцелить ее. Без познания немощи не бывает ее ис­целения. Познаем, возлюбленные, лютую не­мощь, в сердце и душе нашей кроющуюся, и обратимся ко Христу, Врачу душ и тел. И у Него со всяким старанием и усердием поищем исцеления, часто и из глубины сердца возно­ся к Нему глас десяти прокаженных: Иисусе Наставниче! Помилуй нас (Лк. 17:13).

Но и сами о себе будем заботиться, укло­няясь от всякого греха, так как Он им оскорб­ляется. Кто прогневляет врача, от которого ищет исцеления? Не лучше ли стараться угож­дать ему? Заразил нас змей древний своим лютым ядом – от Христа Сына Божиего по­ищем исцеления. Он один может от него ис­целить нас, и исцеляет с верой к Нему возды­хающих и молящихся.

Израильтяне, укушенные в пустыне зме­ями, взирали, по повелению Божиему, на воз­несенного медного змея и так исцелялись (Числ. 21:6–9). Так должны и мы с верой взи­рать на Христа, Сына Божиего, за грехи наши вознесенного на древо и Крестом Своим со­крушившего голову того змея, да исцелимся от смертоносного его яда. И как Моисей воз­нес змею в пустыне, так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, веру­ющий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14–15).