Collected Works, Volume 2

Познающему это великое и пагубное зло надо искать от него исцеления, да не вовеки умрет от него душой и телом. Яд, в теле чело­веческом имеющийся и неизлеченный, – смерть для человека. Так и этот всепагубный яд, если силой Христовой не исцелится, ни­чем иным, как вечной смертью грозит душе.

Когда тело болеет, ищешь лекаря и стараешь­ся вылечить его, хотя и знаешь, что храмина эта разрушится и обратится в прах и землю. Не нужно ли намного больше печься о душе бессмертной и нетленной, которая драгоцен­ностью и ценой весь мир, небо и землю пре­восходит, и исцеления ей искать?

Так дорога душа, по образу Божиему со­зданная и бесценной Кровью Сына Божиего искупленная, – и не заботишься о ней!.. Не заботишься, так как не видишь и не знаешь лютой и смертоносной болезни ее и яда, в ней скрытого.

О, если бы возможно было человеку видеть лютую заразу души! Воистину ужаснулся бы, и неутешно плакал, и рыдал бы о бедствии и погибели ее, и все бы оставив позади себя, ис­кал бы, как ее исцелить и к прежнему благо­образию и красоте привести! Кто, видя край­нюю беду свою, не поищет, как от нее освободиться? Видим, что больные телом, которые почувствовав в себе какую-нибудь болезнь, ищут исцеления. Душу ли, познав и почувство­вав болезнь лютую и пагубную, не будешь ста­раться исцелить? Невозможно это! Познанная беда убеждает человека искать способа и по­мощи избавиться от беды.

Познавай и рассматривай, человек, лютую немощь души твоей и будешь стараться исцелить ее. Без познания немощи не бывает ее ис­целения. Познаем, возлюбленные, лютую не­мощь, в сердце и душе нашей кроющуюся, и обратимся ко Христу, Врачу душ и тел. И у Него со всяким старанием и усердием поищем исцеления, часто и из глубины сердца возно­ся к Нему глас десяти прокаженных: Иисусе Наставниче! Помилуй нас (Лк. 17:13).

Но и сами о себе будем заботиться, укло­няясь от всякого греха, так как Он им оскорб­ляется. Кто прогневляет врача, от которого ищет исцеления? Не лучше ли стараться угож­дать ему? Заразил нас змей древний своим лютым ядом – от Христа Сына Божиего по­ищем исцеления. Он один может от него ис­целить нас, и исцеляет с верой к Нему возды­хающих и молящихся.

Израильтяне, укушенные в пустыне зме­ями, взирали, по повелению Божиему, на воз­несенного медного змея и так исцелялись (Числ. 21:6–9). Так должны и мы с верой взи­рать на Христа, Сына Божиего, за грехи наши вознесенного на древо и Крестом Своим со­крушившего голову того змея, да исцелимся от смертоносного его яда. И как Моисей воз­нес змею в пустыне, так должно вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, веру­ющий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:14–15).

64. Брань

Видим в мире, что когда одно государство против другого восстает, то другое государство собирается себя защищать, и против восстаю­щего восставать, и на битву с ним идти. Так и, поскольку плоть наша со страстями и похотями восстает на нас, христиане, и мы не должны дремать, а должны защищать себя и ей противиться. Когда одно государство другому про­тивится и одно другое старается победить, то бывает между ними битва. Так, когда христи­анин плоти со страстями и похотями проти­вится и не делает того, что она хочет, а, тем более, старается ее духу покорить, тогда меж­ду христианином и плотью бывает битва. И это то, о чем апостол говорит: плоть желает про­тивного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:17).

В брани видимой, когда одна сторона дру­гой не хочет покориться и так в рабство ей предаться, – всеми силами против нее сра­жается. Так и христианин со всяким старани­ем и прилежанием должен против плоти сто­ять и сражаться, если не хочет ею быть по­бежденным, ей покориться, быть ее пленником и рабом.

В битве воины те, которые против врага своего сражаются, получают от военачальников наставление и друг от друга помощь. Так и христианин, против плоти сражающийся, должен от Христа Подвигоположника наставления и помощи просить и ожидать, и силой Его восстание плоти своей усмирять. Плоть хочет гордиться и превозноситься, а христи­анин должен ее смирением Хри­стовым усмирять. Плоть хочет в этом мире богатеть и мно­го собирать, а христианин должен нищетою Хри­стовой желание ее пресекать. Плоть хо­чет на человека гневаться и за обиду ему мстить, а христианин должен движение ее кротостью и тихостью Христовою укрощать. Плоть в несчастии волнуется, мечется, сму­щается, хочет роптать и не терпеть, а хрис­тианин должен силой и терпением Христо­вым бесчинное ее движение успокаивать. Плоть хочет враждующих с ней ненавидеть и злиться на них, а христианин должен благо­стью и любовью Христовою ее побеждать. Так и в прочем христианин должен силой и при­мером Христовым против плоти стоять и сра­жаться, и ее побеждать.

Бывает в видимой битве, что сторона побеж­денная опять восстает, и исправляется, и про­тив победившей стороны еще сильнее сража­ется. Так и христианин, побежденный плотью, должен восстать, и, призвав на помощь Все­сильного Иисуса, укрепиться Его силой. И опять против плоти стоять и сражаться, и не допускать, чтобы она владела и господствова­ла над ним. В видимой битве чем более одна сторона побеждается, а другая побеждает, тем слабее становится побежденная, а побеждаю­щая – сильнее и крепче. Так и в битве между плотью и христианином бывает. Чем больше христианин побеждает плоть, тем больше плоть изнемогает, страсти ее и похоти усмиряются и утихают, а христианин исполняется большей силой и укрепляется и становится лучше.

В видимой брани воин не против одного врага, а против всякого стоит и сражается. Так и христианин должен не против одной только страсти, но и против всех стоять и сражаться. Что пользы воину против одного врага стоять и сражаться, а другим не противиться и от них побежденным и умерщвленным быть? Воин, если хочет жизнь свою сохранить и победите­лем быть, всем врагам восстающим противить­ся должен. Что пользы и христианину против некоей одной страсти стоять и сражаться, а другим покоряться и впадать в рабство? Мно­гие подвизаются против блудной похоти, что похвально и славно, но гневом и яростью по­беждаются. Иные щедры и милостивы к ближ­ним своим, но языком своим вредят человеку, клевеща на него и осуждая его. Многие удер­живают чрево свое от объедения и пьянства, но от злопамятства и немного поститься не хо­тят. Так и в прочем. Как вооружаемся и стоим против одной страсти, так должны и против прочих вооружаться и с ними вести борьбу. Об этом говорит апостол: Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2:11).