Collected Works, Volume 2

64. Брань

Видим в мире, что когда одно государство против другого восстает, то другое государство собирается себя защищать, и против восстаю­щего восставать, и на битву с ним идти. Так и, поскольку плоть наша со страстями и похотями восстает на нас, христиане, и мы не должны дремать, а должны защищать себя и ей противиться. Когда одно государство другому про­тивится и одно другое старается победить, то бывает между ними битва. Так, когда христи­анин плоти со страстями и похотями проти­вится и не делает того, что она хочет, а, тем более, старается ее духу покорить, тогда меж­ду христианином и плотью бывает битва. И это то, о чем апостол говорит: плоть желает про­тивного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся (Гал. 5:17).

В брани видимой, когда одна сторона дру­гой не хочет покориться и так в рабство ей предаться, – всеми силами против нее сра­жается. Так и христианин со всяким старани­ем и прилежанием должен против плоти сто­ять и сражаться, если не хочет ею быть по­бежденным, ей покориться, быть ее пленником и рабом.

В битве воины те, которые против врага своего сражаются, получают от военачальников наставление и друг от друга помощь. Так и христианин, против плоти сражающийся, должен от Христа Подвигоположника наставления и помощи просить и ожидать, и силой Его восстание плоти своей усмирять. Плоть хочет гордиться и превозноситься, а христи­анин должен ее смирением Хри­стовым усмирять. Плоть хочет в этом мире богатеть и мно­го собирать, а христианин должен нищетою Хри­стовой желание ее пресекать. Плоть хо­чет на человека гневаться и за обиду ему мстить, а христианин должен движение ее кротостью и тихостью Христовою укрощать. Плоть в несчастии волнуется, мечется, сму­щается, хочет роптать и не терпеть, а хрис­тианин должен силой и терпением Христо­вым бесчинное ее движение успокаивать. Плоть хочет враждующих с ней ненавидеть и злиться на них, а христианин должен благо­стью и любовью Христовою ее побеждать. Так и в прочем христианин должен силой и при­мером Христовым против плоти стоять и сра­жаться, и ее побеждать.

Бывает в видимой битве, что сторона побеж­денная опять восстает, и исправляется, и про­тив победившей стороны еще сильнее сража­ется. Так и христианин, побежденный плотью, должен восстать, и, призвав на помощь Все­сильного Иисуса, укрепиться Его силой. И опять против плоти стоять и сражаться, и не допускать, чтобы она владела и господствова­ла над ним. В видимой битве чем более одна сторона побеждается, а другая побеждает, тем слабее становится побежденная, а побеждаю­щая – сильнее и крепче. Так и в битве между плотью и христианином бывает. Чем больше христианин побеждает плоть, тем больше плоть изнемогает, страсти ее и похоти усмиряются и утихают, а христианин исполняется большей силой и укрепляется и становится лучше.

В видимой брани воин не против одного врага, а против всякого стоит и сражается. Так и христианин должен не против одной только страсти, но и против всех стоять и сражаться. Что пользы воину против одного врага стоять и сражаться, а другим не противиться и от них побежденным и умерщвленным быть? Воин, если хочет жизнь свою сохранить и победите­лем быть, всем врагам восстающим противить­ся должен. Что пользы и христианину против некоей одной страсти стоять и сражаться, а другим покоряться и впадать в рабство? Мно­гие подвизаются против блудной похоти, что похвально и славно, но гневом и яростью по­беждаются. Иные щедры и милостивы к ближ­ним своим, но языком своим вредят человеку, клевеща на него и осуждая его. Многие удер­живают чрево свое от объедения и пьянства, но от злопамятства и немного поститься не хо­тят. Так и в прочем. Как вооружаемся и стоим против одной страсти, так должны и против прочих вооружаться и с ними вести борьбу. Об этом говорит апостол: Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1 Петр. 2:11).

Христианин! Как вооружился и бьешься против одной некой страсти, так и против про­чих вооружайся и не допускай им победить себя. Как борешься с блудной похотью и не до­пускаешь ей одолеть себя, так борись и бейся с гордостью, борись с высокоумием, борись с тщеславием, борись с гневом, яростью и зло­памятностью, борись со сребролюбием и ску­постью, борись с ненавистью и завистью, и прочим. Как воздерживаешь свое чрево от объедения и пьянства, так воздерживай и язык свой от клеветы и осуждения, празднословия, сквернословия и злословия. Как удерживаешь свои руки от убийства, воровства, хищения и грабежа, так удерживай их и от биения. Как постишься от пищи и питья, так постись и от всякого зла. Вот христианский пост! Вот ис­тинное воздержание! Труден этот подвиг, но его христианский долг требует. Многие побеж­дают людей, государства и города, но себя по­бедить не хотят. Вот христианская победа – себя самого, то есть плоть свою победить!

Воин чем чаще в битве участвует и против врагов сражается, тем искуснее и храбрее становится. Так и хри­стианин чем больше про­тив плоти, страстей и похотей ее сражается и благодатью Христовою их побеждает, тем ­ис­куснее в звании христианском и час от часу лучше делается. Ибо Господь, видя старание его, труд и подвиг, милует его, и исправляет его, освобождает от рабства страстям, и дела­ет его добрым деревом, которое само добрые плоды приносит. Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотс­кие, то живы будете (Рим. 8:13). Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Нет ныне никакого осужде­ния тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу (Рим. 8:1). «Неистовствующееся бурею душетленною, Владыко Хрис­те, страстей море укроти, и от тли возведи мя, яко Благоутробен!»

65. Звание

Видим в мире, что различными званиями зовутся люди. Одни бывают судьями, другие воинами, иные полко­водцами, иные скот па­сут, и прочее. Так и всякий хри­сти­анин на по­каяние позван от Христа Господа, Который го­ворит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). А так как все мы грешники – потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23), – то все и на покаяние призваны. Звание христианское, к которому они от Христа призваны, – это ис­тинное покаяние, на это их Христос и призвал.

Для всякого человека звание его – первей­шее дело, пока он в звании своем находится. Первейшее дело судей – истину изыскивать и по законам судить, до тех пор пока они в этом звании находятся. Так и первейшее дело христиан – быть в покаянии, так как к этому их Христос и призвал. Смотри, христианин, к чему ты призван? Не богатства, не чести, не славы в мире искать, не банкеты устраивать, не в гости ездить и гостей принимать, но, от всего этого отвратившись, быть в покаянии и тем вечное спасение, к которому призван ты, во Христе Иисусе получить.

Не только в том покаяние состоит, чтобы от внешних великих грехов отстать, а в изме­нении ума и сердца и в обновлении внутренне­го состояния. То есть нужно отвратиться от всей суеты этого мира, так как она всякому же­лающему спастись препятствует, рассматривать различную душевную немощь, то есть гор­дость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и прочее, и жалеть и сокрушаться о том, что такое зло вошло через змеиный яд в нашу душу, которая была создана чистой и непорочной. И с таким жалением и сокрушением мо­литься ко Христу, чтобы силой Своей нас ис­правил и исцелил. А когда сердце или внутреннее состояние изменится и исправится, тогда и внешняя жизнь, и внешние дела добрыми бу­дут. Ноги не пойдут на зло, если душа не захо­чет. Руки не будут делать зла, если воля не за­хочет. Язык не будет говорить зла, если серд­це не захочет. Тело не будет блудодействовать, если сердце не захочет.