Collected Works, Volume 2

Видим, как друг от друга заражаются соблаз­ном и погибают. Что глаза видят и уши слышат, то и в сердце человеческое ударяет. Один начал такой-то дом созидать себе, в таком-то платье ходить, на такой-то карете и конях ­ездить, та­кой-то убор и украшение в доме своем иметь, и так далее. Видит это другой, третий, и прочие, и все остальные. И все делают так. Один по­мещик так со своими крестьянами поступает, такие с них оброки берет, или столько дней в седмице работают они на него. Видят это дру­гие и так же поступают со своими крестьяна­ми. Один судья заразился мздоимством, и столько-то тысяч собрал себе от этого безза­конного дела. Слышит это другой, третий и прочие и замышляют про себя такое же безза­конное дело. Он-де столько и столько собрал себе, соберу и я – и собирает. И так переходит страшное это зло от одного к другому, а от того к другим и ко всем. Видим, как зарази­лось этой страшной язвой наше бедное Оте­чество! Нет нигде суда без денег. Не судят, а только покупают и продают. Один начал бан­кеты устраивать и гостей к себе звать и при­нимать. Делают так и другие, и уже только и знают, что друг к другу в гости ездить, и так далее. Так соблазн, как моровая язва, не тела, но души человеческие заражает и отнимает у них не временную, а вечную жизнь! Видим, что иной город одним, иной другим беззаконием изобилует. Это ни от чего другого не бывает, как от соблазна.

О страшное зло – соблазн. Потому так сильно Хри­стос Господь запретил подавать со­блазн (См. Мф. 18:6–9).

Христианин! Берегись соблазнить и бере­гись соблазна, как моровой язвы. Люби сер­дечно закон Божий – и не будет тебе соблаз­на. Велик мир у любящих закон Твой, Господи, и нет им соблазна (Пс. 118:165). Презри этот мир с прелестью его, и возлюби единого Бога и вечную жизнь, и будешь невредимо жить в мире, как Лот в Содоме.

О том же

Что моровой язвой зараженный человек, то и клеветник. Моровой язвой зараженный по­вреждает того, кто с ним общается и неосторож­но поступает. Клеветник повреждает того, кто слушает его клевету.

От зараженного человека язва заразитель­ная переходит к другому, от другого к третьему, от третьего к четвертому, и так ко всем людям, если не остерегутся. И так бывает, что многие тысячи людей от одного зараженного заража­ются и погибают. Так и от клеветника один ус­лышит клевету, и другому скажет, другой третьему, третий четвертому, и так все слышат и клеветой повреждаются. И бывает, что вся страна и все государство слышит и поврежда­ется.

Иные, слыша, осуждают того, о ком кле­вета носится: худо-де он сделал или делает. И так тяжко грешат, похищая себе то, что одно­му Христу, Праведному Судии, приличеству­ет. Он один – Судия всех. Иные к тому же без­законному делу возбуждаются, что слышат, то и делают. Во всем этом пагубном зле клевет­ник, рассеиватель зла, виновен.

Итак видишь, христианин, какое пагубное зло – клевета. Хотя нынешние христиане ни­чем так, как клеветой, не утешаются и не ус­лаждаются. Что ныне на устах у людей, собрав­шихся вместе? То одного, то другого имя но­сится. О чем более разговоров у них? То об одном, то о другом бедном грешнике. Один скажет о том, другой о другом, третий о тре­тьем, и так столько грехов и беззаконий быва­ет в собрании, сколько слов. Всему тому злу причиной бывает клеветник, от которого кле­вета началась. Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, тер­зает: он-де то и то делает. Вредит он и себе, ибо тяжко грешит. Вредит и тем, которые слу­шают клевету его, ибо подает им повод к кле­вете и осуждению, и так их приводит к тому же беззаконному делу, в котором сам находит­ся. И как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так и от одного клеветника, начальника кле­веты, многие христианские души заражаются и погибают.

О необузданный язык! Сколько ты миру де­лаешь зла! Как ветер пожар по всему городу или селу, так и необузданный язык всякое зло по всему государству и по всему миру разносит. Один клеветник узнал – и все уже знают; один сказал – и все говорят. О, воистину лучше сто крат пасть ногами, чем языком! Малый член язык, но много зла делает (Иак. 3:6). Двойной оградой загражден, то есть зубами и губами, но весьма удобно вырывается и выскакивает.

Христианин! Берегись клеветника, как опа­саешься человека, зараженного моровой язвой, да не заразишься и не погибнешь сам от него. Клеветники обычно испытывают дела людс­кие: что-де тот и тот делает, – и так, испытав, разносят клевету. Они друг друга знают и вмес­те сходятся, и то о том, то о другом друг у друга спрашивают. И так, узнав, рассеивают клевету. Таких людей, как прокаженных, берегись. Бе­регись и сам испытывать людские грехи – да не будешь судить и клеветать на ближнего сво­его. Испытание и познание чужих грехов – начало осуждения и клеветы. Отврати глаза свои от ближнего своего и обрати на себя самого.

Испытывай и познавай свои грехи, и очищай их истинным покаянием и верой. Это христи­анское дело, к которому ты позван от Христа. Любым способом старайся хранить язык – и многих грехов избежишь.

76. Скотское следование