Collected Works, Volume 2

Иные, слыша, осуждают того, о ком кле­вета носится: худо-де он сделал или делает. И так тяжко грешат, похищая себе то, что одно­му Христу, Праведному Судии, приличеству­ет. Он один – Судия всех. Иные к тому же без­законному делу возбуждаются, что слышат, то и делают. Во всем этом пагубном зле клевет­ник, рассеиватель зла, виновен.

Итак видишь, христианин, какое пагубное зло – клевета. Хотя нынешние христиане ни­чем так, как клеветой, не утешаются и не ус­лаждаются. Что ныне на устах у людей, собрав­шихся вместе? То одного, то другого имя но­сится. О чем более разговоров у них? То об одном, то о другом бедном грешнике. Один скажет о том, другой о другом, третий о тре­тьем, и так столько грехов и беззаконий быва­ет в собрании, сколько слов. Всему тому злу причиной бывает клеветник, от которого кле­вета началась. Клеветник вредит тому, на кого клевещет, ибо языком своим уязвляет его, как мечом, и славу его, как пес зубами одежду, тер­зает: он-де то и то делает. Вредит он и себе, ибо тяжко грешит. Вредит и тем, которые слу­шают клевету его, ибо подает им повод к кле­вете и осуждению, и так их приводит к тому же беззаконному делу, в котором сам находит­ся. И как от одного зараженного человека многие люди телом заражаются и погибают, так и от одного клеветника, начальника кле­веты, многие христианские души заражаются и погибают.

О необузданный язык! Сколько ты миру де­лаешь зла! Как ветер пожар по всему городу или селу, так и необузданный язык всякое зло по всему государству и по всему миру разносит. Один клеветник узнал – и все уже знают; один сказал – и все говорят. О, воистину лучше сто крат пасть ногами, чем языком! Малый член язык, но много зла делает (Иак. 3:6). Двойной оградой загражден, то есть зубами и губами, но весьма удобно вырывается и выскакивает.

Христианин! Берегись клеветника, как опа­саешься человека, зараженного моровой язвой, да не заразишься и не погибнешь сам от него. Клеветники обычно испытывают дела людс­кие: что-де тот и тот делает, – и так, испытав, разносят клевету. Они друг друга знают и вмес­те сходятся, и то о том, то о другом друг у друга спрашивают. И так, узнав, рассеивают клевету. Таких людей, как прокаженных, берегись. Бе­регись и сам испытывать людские грехи – да не будешь судить и клеветать на ближнего сво­его. Испытание и познание чужих грехов – начало осуждения и клеветы. Отврати глаза свои от ближнего своего и обрати на себя самого.

Испытывай и познавай свои грехи, и очищай их истинным покаянием и верой. Это христи­анское дело, к которому ты позван от Христа. Любым способом старайся хранить язык – и многих грехов избежишь.

76. Скотское следование

Видим, что куда одна скотина пойдет, туда за ней и прочий скот следует, хотя оттуда и вред ему будет. Так многие люди безрассудно дела­ют, и по чувствам, а не по разуму поступают, и друг за другом по примеру скота следуют, не ду­мая, полезно ли это будет или вредно. Видим эту беззаконную и пагубную в мире ревность. Один начал частые банкеты устраивать, пить, гулять, упиваться, и прочих упаивать, – то же делает и другой, и третий. Один начал щего­лять – последуют ему и другие. Один много собрал богатства – и прочие о том же заботят­ся. Одна бесстыдница намазывает свое лицо белилами и красками – следуют ей и другие, и пагубно делают все, как одна. Один безза­конный купец просит у торговца цены выше, чем товар стоит, и клятву в том дает, и святое и страшное имя Божие в том беззаконном деле призывает. Делают то и другие, подоб­ные ему. Так и в прочем бедные люди друг другу подражают.

Подражают, но себе во вред и на свою по­гибель. Это безрассудное дело! Это скотское следование! Это моровая язва, которой души христианские, пресвятою Кровью Христовой искупленные, заражаются и погибают! Это по­жар душепагубный, который в одном начав­шись, другие душевные дома сжигает! Увы, беда! Увы, горе! Зло начинается в одном, и все так делают, и это в обычай входит, и сильно утверждается так, что и искоренить его невоз­можно, как застарелую болезнь.

– Надо мной люди будут смеяться, если я не делаю, как они.

Ответ:

1) Нечестие всегда над благочестием сме­ется и ругает его. Пусть какой-либо богатый человек продает свой богатый дом, все при­надлежности, и пусть все имение свое расто­чит, и раздаст убогим, и возлюбит нищету Хри­стову. Сам увидит, что ему будет от злого мира. «Вот-де дурак, что сделал! Что люди собирают, то он расточил». Так сынам века этого бла­гочестие буйством кажется!

2) Христос, Спаситель наш, Господь и Царь славы, осмеян и поруган был любящими мир. Пусть мир и над тобой смеется и ругается. Ты свое знай и делай, что Ему угодно, а не миру. Ему, как Начальнику твоему, сообразуйся, а не веку сему.

3) Неужели все то нам делать, что мир де­лает? Многие убивают, прелюбодействуют и любодействуют, крадут, похищают и т.д. И нам это делать? Да не будет этого! Они идут в по­гибель. И нам идти? Да сохранит нас Господь от того!