Collected Works, Volume 2

Из этого видно, каковы признаки веры, в сердце человеческом угасшей, а именно:

1) Беззаконная жизнь, противная слову Божию. У блудника, прелюбодея и всякого нечи­стого угасла вера. У вора, насильника и гра­бителя угасла вера. У злобного, ненавидяще­го и отмщением дышащего угасла вера. У клеветника, досадителя, укорителя, поноси­теля и ругателя угасла вера. У лицемера, лжи­вого и льстивого угасла вера. Словом, у всяко­го беззаконника, который совести своей не хранит, но против нее поступает, угасла вера, а вместо светильника веры, в них тьма неведе­ния Божия. Что общего у света с тьмой? (2 Кор. 6:14). Свет – это вера, тьма – беззаконная жизнь. Что общего у веры с тьмой беззаконной жизни? Таковые, хотя Богу и молятся, но мо­лятся лицемерно, ибо сердца их далеко от Бога отстоят. Им приличествует слово Божие: Приближаются ко Мне люди сии устами свои­ми, и чтут Меня языком, серд­це же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15:8; Ис. 29:13).

2) Презрение слова Божия и от Него отвра­щение.

3) Оставление молитвы.

4) Удаление от причастия Святых Тайн Христовых. Без них вера быть и сохраниться в сердце человеческом не может.

5) Пристрастие к временным вещам: богат­ству, че­сти, славе и роскоши. Вера – это дар не­бесный, поэтому сердце человеческое от зем­ного мудрования отвлекает и подвигает к мудрованию небесному. Такой человек грешит против апостольского слова: О горнем помыш­ляйте, а не о земном (Кол. 3:2).

Христиане, которые имеют светильник веры горящим в своих сердцах и его до конца будут иметь, выйдут навстречу Жениху Хрис­ту, пришедшему судить живых и мерт­вых, и с Ним войдут в чертог небесный, как мудрые девы: Будь верен до смерти, имеющий этот све­тильник в себе, и дам тебе венец жизни, – говорит тебе Христос Господь (Откр. 2:10). А те, которые светильника этого не будут иметь в своих сердцах, не удостоятся встретить Хрис­та Царя, и до чертога того не будут допущены, а останутся вне его и услышат от Христа Царя: Не знаю вас (Мф. 25:12).

Христианин, страшно слово это слышать от Христа христианам: Не знаю вас! Обратим­ся всем сердцем к Богу, и да зажгутся наши све­тильники благодатью Его.

Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14). Ты просве­тишь светильник мой, Господи; Боже мой, Ты просветишь тьму мою (Пс. 17:29).

78. Слепой и видящий при нем

Бывает, что при слепом имеется человек видящий, но слепой не знает, что он при нем имеется. Так и при всяком человеке имеется Бог, как Вездесущий, но человек, который ве­рой не просвещен, поскольку не видит Его, то и не знает, что Господь и Судия его при нем пребывает невидимо. Часто бывает, что сле­пой, не видя человека, при нем находящего­ся, делает дела непристойные и срамные, ду­мая про себя, что как он никого не видит, так и его никто не видит. Так и грешник, как слепой, не видя прочих людей при себе, думает и мечтает, что никто и его не видит, как и он никого не видит, и так дерзает на беззаконные дела. Но весьма обманывается, бедный, ибо Бог, Который присутствует при нем, перед Ко­торым он все делает и мыслит, видит его, и вся­кое дело и помышление его видит, и в книге Своей записывает, и в последний день обли­чит его. Грешнику Бог говорит: Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои (Пс. 49:21).

«Думал ты, что никто тебя не видел, когда ты беззаконные дела делал, но Я видел тебя, видел, как ты закон Мой нарушал, и представ­лю перед тобой беззакония твои. Ты творил их тайно, а Я тебя обличу перед всем миром, Ан­гелами и людьми. Тогда ты узнаешь, грешник, что Я все видел, чтобы ты ни делал, ни начи­нал, ни замышлял в сердце своем. Укрываешь­ся ты от людей, но от Меня нигде укрыться не можешь».

Такой слепец – это всякий блудник, пре­любодей, осквернитель и любитель нечистоты, всякий вор, хищник, грабитель и мздоимец-су­дья, всякий клеветник и ближнего славу терза­ющий, всякий, кто с другим лестно, коварно, хитро, лукаво, лживо и лицемерно обходится, и прочие. Все таковые слепы не телесными, а душевными очами, и стараются укрыться от людей, но от Бога Всевидящего скрыться не могут, утаивают свои беззаконные дела от людей, но Бог, Который больше всего мира лю­дей, видит их. Разумейте же, безумные в наро­де и глупые, наконец, поймите? Насадивший ухо не слышит ли? и создавший око не видит ли? (Пс. 93:8–9). С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих; из уготованного жили­ща Своего посмотрел на всех, живущих на зем­ле, Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32:13–15). Очи Твои, Господи, отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздать каждому по пути его и по плоду дел его (Иер. 32:19). Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли во ад – и там Ты. Если подниму крылья мои поутру и поселюсь на краю моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня», но и ночь есть свет в услаждении моем, ибо тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма, таков и свет (Пс. 138:7–12).